Производственный экологический контроль пример. Наказание за отсутствие программы ПЭК. Как составить отчет по ПЭК

Как составить программу производственного экологического контроля

Производственный экологический контроль пример. Наказание за отсутствие программы ПЭК. Как составить отчет по ПЭК

ПЭК представляет собой совокупность мер, цель которых в предотвращении, обнаружении и сокращении числа нарушений в сфере охраны окружающей среды.

Процедура возлагается на экологическую службу (или отдельного работника) бюджетной организации и преследует целью мониторинг исполнения в процессе хозяйственной и другой деятельности планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, соблюдению требований качества.

Контролируются как все компании, которые загрязняют атмосферу, воду или почву, так и природные объекты и зоны хранения отходов (ФЗ № 7 «О защите окружающей среды»).

Существуют такие объекты ПЭК, как:

  • системы, предусмотренные для очистки отходящих газов;
  • передвижные и стационарные объекты выброса вредных веществ в окружающую атмосферу;
  • системы для очистки использованных вод;
  • источники загрязняющих веществ, которые выбрасываются в канализационную систему, в водные объекты и т.д.;
  • цеха, участки и иные источники формирования отходов производства;
  • склады и иные места для хранения материалов, сырья и готовой продукции;
  • почвы, а так же воды, которые были загрязнены по вине предприятия;
  • зоны, попадающие под санитарную защиту.

Пример производственного экологического контроля 2019 года и образец соответствующей программы вы найдете в конце статьи.

Какие виды экологического контроля существуют

В России существуют такие виды проверок, как:

  • производственные;
  • государственные;
  • муниципальные.

ПЭК зависит, в первую очередь, от специфики предприятия. Экологический контроль проводит директор бюджетной организации, начальники функциональных служб (главный инженер, энергетик, технолог, механик и другие) и структурных отделов. На практике наиболее рациональным может быть контроль, производимый экологическими службами.

Федеральный закон от 09.01.1996 №3 «О радиационной безопасности населения» установил более строгие требования к проверке того, как обеспечивается радиационная безопасность.

Алгоритм проведения этой процедуры определяется для каждой организации с учетом специфики и требований выполняемых ею работ и согласовывается со структурами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление, надзор и мониторинг в сфере обеспечения радиационной безопасности (ст. 11 3-ФЗ).

Кем и когда разрабатываются

ПЭК осуществляется специальной службой, организованной в структуре предприятия. Она возглавляется главным инженером.

Программу ПЭК составляют каждый год, утверждает ее директор.

Пример производственного экологического контроля на предприятии, а точнее, соответствующей программы, может содержать следующие блоки:

  • инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в воздух и их источников;
  • инвентаризация сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
  • инвентаризация отходов производства и потребления и объектов их размещения;
  • подразделения или должностные лица, отвечающие за осуществление ПЭК;
  • собственные или привлекаемые испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в соответствии с законодательством РФ;
  • периодичность и методы осуществления процедуры, места отбора проб и методики измерений.

Для чего нужны

Производственная деятельность компаний, сооружений для очистки, предприятий перерабатывающего профиля и иных объектов производства тщательно проверяется государственными органами.

Поэтому руководитель любой организации должен осуществлять постоянный мониторинг за изменениями законодательства в этой сфере, своевременно проводить требуемые мероприятия и сдавать отчетность.

Особенно с учетом того, что санкции за неисполнение требований постоянно ужесточаются.

Для того, чтобы органы, проверяющие на предмет соблюдения всех требований в сфере охраны природы, могли беспрепятственно наблюдать за деятельностью, разработан специальный документ производственного экологического контроля на предприятии.

Для руководства предприятия промышленности разработка ПЭК — это способ избежать нарушений требований законодательства в области экологии, а, значит, и штрафов или иных санкций со стороны контролирующих структур, и при этом не потратить лишних денег.

Ответственность за отсутствие

Формирование этого важного документа целиком и полностью возлагается на учредителя организации, но самостоятельная разработка программы ПЭК является сложной процедурой. Неучтенные параметры необходимого производственного обслуживания могут привести не только к штрафным санкциям, но и полностью остановить работу компании.

Компании, не обладающие индивидуальной программой производственного контроля, могут столкнуться со следующими трудностями:

  • все нарушения, связанные с пищевой промышленностью, попадают под действие статьи 14.43 КоАП, штрафы по данной статье достигают 600 000 рублей с конфискацией продукции;
  • возможна полная приостановка деятельности предприятия на период до 90 дней;
  • невозможность соблюсти регламент СанПиНов на производственном предприятии;
  • без программы производственного контроля невозможно получить заключение от СЭС на вид деятельности и оперативно выполнить ее требования.

Образец программы производственного экологического контроля 2019 года

Скачать

Источник: //gosuchetnik.ru/kadry/kak-sostavit-programmu-proizvodstvennogo-ekologicheskogo-kontrolya

Необходимо ли заполнять и сдавать отчет ПЭК, если в плане-графике проекта ПДВ указан «расчетный метод»

Производственный экологический контроль пример. Наказание за отсутствие программы ПЭК. Как составить отчет по ПЭК

В соответствии с пунктом 7 приказа Минприроды России от 16.10.

2018 № 522 «Об утверждении методических рекомендаций по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью»: при заполнении респондентом таблицы 2.

2 «Результаты контроля стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» формы Отчета в графе 8 рекомендуется указывать фактический выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух (грамм в секунду) по результатам лабораторных исследований.

Необходимо ли заполнять и сдавать Отчет ПЭК по объекту III категории, если в плане-графике контроля нормативов выбросов на источниках выброса действующего Проекта нормативов ПДВ указан «расчетный метод», в связи с чем лабораторные замеры выбросов не проводятся и проводиться не будут?

Ответ 1

Согласно Приложению 2 приказа Минприроды России от 28.02.

2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля», Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее — Отчет) представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным. То есть, Отчет сдавать в Вашем случае необходимо.

– Реклама –

В соответствии с пунктом 7 приказа Минприроды России от 16.10.

2018 № 522 «Об утверждении методических рекомендаций по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью», таблица 2.

2 «Результаты контроля стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух”предполагается к заполнению респондентом в случае, если Программой производственного экологического контроля предусмотрено проведение контроля стационарных источников выбросов.

Согласно пункту 6.3 ГОСТ 17.2.3.02−2014 «Правила установления допустимых выбросов загрязняющих веществ промышленными предприятиями (а также пункт 3.3.2 «Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух», НИИ Атмосфера, СПб.

, 2012), контроль выбросов следует проводить по той методике, согласно которой эти выбросы были определены, а при использовании расчетных методов контролируются основные параметры, входящие в расчетные формулы.

На практике, предприятием- природопользователем с нужной периодичностью (указанной в план-графике контроля) должен производится перерасчет количественных характеристик выбросов с применением расчетно-балансового метода, использованного при инвентаризации для разработки проекта ПДВ.

То есть, если при Инвентаризации источников выбросов в проекте ПДВ на веществах от данного источника у Вас значится «Расчетный метод контроля», то и в план-график в ПЭК допустимо включать «Расчетный метод» при условии соблюдения пункта 9.1.3 приказа Минприроды России от 28.02.2018 № 74.

При заполнении таблицы 2.

2 «Результаты контроля стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» Отчета по ПЭК, в графе 8 «Фактический выброс, г/с» в случае, когда на данном источнике (выбрасываемом загрязняющем веществе) в Программе экологического контроля указан «Расчетный метод», необходимо указывать данные перерасчета количественных характеристик выбросов с применением расчетно-балансового метода, использованного при инвентаризации для разработки проекта ПДВ. То есть, если исходные данные при расчете выброса в ПДВ не изменялись (например, количество одновременно работающего оборудования, часовая выработка продукции, размер площадного источника и проч.), то и фактический выброс, рассчитанный на данный момент работы предприятия останется без изменения, а в при заполнении, данные графы 8 будут совпадать с данными графы 7, отражающей максимально допустимый выброс в г/с. Далее, в графе 10 «Дата отбора проб» можно поставить прочерк, а в графе 12 «Примечание» указать, что контроль проводился расчетным методом.

Юлия Вискарева,
эксперт сайта ecovopros.ru

Ответ 2

В соответствии с приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74:

9.1.1.

В План-график контроля должны включаться загрязняющие вещества, в том числе маркерные, которые присутствуют в выбросах стационарных источников и в отношении которых установлены технологические нормативы, предельно допустимые выбросы, временно согласованные выбросы с указанием используемых методов контроля (расчетные и инструментальные) показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников, а также периодичность проведения контроля (расчетными и инструментальными методами контроля) в отношении каждого стационарного источника выбросов и выбрасываемого им загрязняющего вещества, включая случаи работы технологического оборудования в измененном режиме более 3-х месяцев или перевода его на новый постоянный режим работы и завершения капитального ремонта или реконструкции установки.

9.1.2. В План — график контроля не включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДКмр загрязняющих веществ на границе предприятия.

Таким образом, План-график контроля, включенный в программу ПЭК, имеет много общего с планом-графиком из проекта ПДВ, однако имеются и различия. Во-первых, в план-график ПЭК не включаются вещества, имеющие менее 0,1 ПДК на границе предприятия.

Во-вторых, в программу ПЭК не включаются нестационарные источники выбросов, тогда как в ПДВ они до недавнего времени включались, и иногда включаются и в настоящее время. Кроме того, в перечень веществ, контролируемых в рамках ПЭК, включаются только вещества из Перечня, установленного распоряжением Правительства РФ № 1316-р.

Соответственно, пользоваться Планом-графиком из проекта ПДВ в рамках ПЭК можно только после внесения корректировок. В идеале нужно провести расчет рассеивания ЗВ заново с другими условиями и сформировать план-график.

Далее, приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74 установлено, в каких случаях необходим контроль расчетным методом, а в каких — инструментальным:

9.1.3. Расчетные методы контроля используются для определения показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников в следующих случаях:

  • отсутствие аттестованных в установленном законодательством Российской Федерации о единстве измерений порядке методик измерения загрязняющего вещества;
  • отсутствие практической возможности проведения инструментальных измерений выбросов, в том числе высокая температура газовоздушной смеси, высокая скорость потока отходящих газов, сверхнизкое или сверхвысокое давление внутри газохода, отсутствие доступа к источнику выбросов;
  • выбросы данного источника по результатам последней инвентаризации выбросов формируют приземные концентрации загрязняющих веществ или групп суммации в атмосферном воздухе на границе территории объекта менее 0,1 доли предельно допустимых концентраций.

9.1.4. План-график контроля должен содержать периодичность проведения контроля (расчетными и инструментальными методами контроля) в отношении каждого стационарного источника выбросов и выбрасываемого им загрязняющего вещества.

Резюмируя — для осуществления контроля выбросов ЗВ выбор метода контроля определяется заново, независимо от предлагаемых в проекте ПДВ методов.

Что касается пункта 7 приказа Минприроды России от 16.10.

2018 № 522 «Об утверждении методических рекомендаций по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью» — налицо очевидное упущение составителей данных методических рекомендаций. Так как приказом Минприроды России от 28.02.

2018 № 74, а также федеральным законодательством установлена возможность проведения ПЭК расчетным методом, форма отчета по программе ПЭК согласно приказу от 14.06.2018 № 261 не содержит уточнений по методам контроля, соответственно, в данную таблицу отчета рекомендуем вносить показатели выбросов по результатам расчетного контроля.

Мария Ламихова,
эксперт сайта ecovopros.ru

Источник: //news.ecoindustry.ru/2019/02/raschetnyj-metod/

Отчет по ПЭК

Производственный экологический контроль пример. Наказание за отсутствие программы ПЭК. Как составить отчет по ПЭК

Форма отчетности по производственному экологическому контролю утверждена впервые. До этого утвержденного бланка не было, поэтому часто возникали вопросы по его подаче. В статье мы представим пример заполнения отчета по ПЭК в 2019 году.

Отчет по ПЭК – образец и форма

Форма документа утверждена приказом Минприроды от 14.06.2018 № 261. Этот приказ вступил в силу в сентябре 2018 года и является обязательным, так как был зарегистрирован в Минюсте за № 52042 31 августа 2018. Составление этого документа не по утвержденному формату будет нарушением, за которое возможен штраф: на организацию до 80 000 рублей, на должностных лиц до 6 тысяч.

В отчетной форме должны быть приведены результаты контроля за год, а также указаны показатели воздействия на окружающую среду, в том числе по сбросам в водоемы, выбросам в атмосферу и по обращению с отходами. Образец готового отчета ПЭК прилагаем ниже.

Скачать образец >>>

Как сдавать отчет ПЭК за 2018 год

Отчетность составляют в бумажной форме, в 2-х экземплярах. Один из них нужно хранить в организации.

► Технический отчет по обращению с отходами

Второй экземпляр, вместе с его электронной версией, должен быть предоставлен в Департамент природопользования субъекта РФ или в Росприроднадзор – для организаций, подлежащих федеральному надзору. Перечень таких компаний указан на сайте ведомства. Этот перечень не окончательный, в него вносят изменения каждую неделю, поэтому нужно постоянно отслеживать актуальность данных.

Не запрещается направлять второй экземпляр почтой, в этом случае нужно сохранить у себя опись вложений и уведомление о получении, которые выдают в почтовом отделении.

Документ должен составить эколог, а подписать – руководитель организации. Допускается сдача этого документа в электронном виде с использованием усиленной квалифицированной подписи.

Кто сдает отчет ПЭК за 2018

Природопользователи сдают отчетный документ о проведенном производственном экологическом контроле в том случае, если они эксплуатируют объекты I, II и III категории НВОС. Если объектам присвоена четвертая категория, сдавать отчетность по ПЭК не требуется.

Предприятиям и ИП следует стремиться к тому, чтобы снизить категорию НВОС и освободить себя от проведения экологического контроля и подачи отчетов.

Для этого нужно провести мероприятия по улучшению экологической обстановки на предприятии – вывести из эксплуатации загрязняющее окружающую среду технологическое оборудование.

Например, можно заменить котельную на дровах или угле на электрическое отопление, заменить фильтры на газоочистных сооружениях на более эффективные.

Срок сдачи отчета по ПЭК в Росприроднадзор в 2019 году

Эту отчетность сдают до 25 марта года, следующего за отчетным. Поэтому за 2018 год подают утвержденную 261-м приказом заполненную форму не позднее 25 марта 2019. В противном случае отчет не примут, а предприятие оштрафуют.

Инструкция по заполнению отчета по ПЭК в 2019 году

Чтобы не ошибиться в составлении отчетности, нужно следовать указаниями из приложения 2 к приказу Минприроды от 28.02.2018 № 74.

В таб. 1.1 перечисляют реквизиты предприятия. В том случае, если юридический адрес работодателя не совпадает с местом, где находятся объекты, загрязняющие природу, отчет подают в департамент природопользования субъектов РФ по месту их расположения. Координаты места, где находится пункт наблюдения за загрязнением воздуха, указывают в отчете с точностью до минут.

Попробуйте совершенно бесплатно Систему Охрана труда

  • Готовые решения по действующему законодательству
  • Более 3 000 заполненных шаблонов
  • Возможность задать вопрос в экспертную поддержку

В таб. 1.2 указывают наилучшую доступную технологию производства, которую используют для снижения негативного воздействия на природу, с перечислением по каждому объекту НВОС – цеху, участку. Также следует пояснить, каким нормативным документом такая НДТ была регламентирована. Справочник НДТ находится в свободном доступе.

В таб. 1.3 приводят реквизиты аккредитации испытательной лаборатории, которая проводила замеры, в таб. 2.1 – перечисляют загрязняющие вещества в проекте ПДВ. В таб. 2.2 нужно внести сведения, если ПЭК предусмотрено проведение инструментального, а не расчетного метода, а в таб.

2.3 – указать загрязняющие вещества, включенные в план-график проведения наблюдений. Таб. 2.4 заполняется только в том случае, если объект включен в перечень, предусмотренный пунктом 3 статьи 23 в 96-ФЗ. На сайтах ТО Росприроднадзора и Гидрометеослужбы размещают такие перечни.

Раздел 3 содержит результаты контроля по водным объектам. Здесь указывают сведения о заключённых договорах водопользования и показатели сбросов, а также мероприятия по учету объема забора водных ресурсов. Пункты 3.1, 3.2, табл.3.

3 нужно заполнить только в случае, если данные мероприятия были перечислены в ПЭК. Если такие мероприятия не планировались, оставьте таблицу и данные в пунктах незаполненными.

В 4 разделе перечисляют мероприятия по проведению ПЭК при обращении с отходами.

Какие документы прикладывать к отчету ПЭК в 2019 году

К отчету по ПЭК следует приложить копии актов или протоколов по проведенным лабораторным исследованиям, заключённых договоров водопользования и стандартов организации, регламентирующих требования к методам производственного контроля в области охраны и использования водных ресурсов. Кроме того, необходимы также копии документов, на которые были сделаны ссылки в поданной отчетности.

►Узнайте, как подготовить программу производственного экологического контроля>>>

Источник: //www.trudohrana.ru/article/103808-19-m3-otchet-po-pek-obrazets-zapolneniya

Группа компаний «ЭкоЛайф»

Производственный экологический контроль пример. Наказание за отсутствие программы ПЭК. Как составить отчет по ПЭК

Разрабатываем в соответствии с Приказом Минприроды РФ от 28.02.2018 № 74, включая разработку нового план-графика

Мы используем продукты фирмы «Интеграл» – российского лидера в области разработки программных средств по охране окружающей среды

Компания имеет сертификаты соответствия OHSAS 18001:2007, ISO 14001:2015, ISO 9001:2015, а наши сотрудники имеют сертификаты экспертов-аудиторов

Производственный экологический контроль (ПЭК) – это программа внутреннего контроля организаций за соблюдением регламента в области охраны окружающей среды.

ПЭК осуществляется в целях обеспечения мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований законодательства.

Разделы программы ПЭК

  1. Общие положения, включающие данные о предприятии;
  2. Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
  3. Сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
  4. Сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
  5. Сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
  6. Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
  7. Сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений;
  8. Сведения о наличии утвержденной программы повышения экологической эффективности или утвержденного плана мероприятий по охране окружающей среды.

Во время проведения проверок любого предприятия, контролирующие органы требуют, чтобы была предоставлена программа ПЭК, как один из самых важных документов.

Необходимость проведения производственного экологического контроля, опреде­лена статьей 26 Федерального Закона Российской Федерации № 89-ФЗ «Об отходах про­изводства и потребления», а также статьей 67 Федерального Закона № 7-ФЗ «Об ох­ране окружающей среды».

15 апреля 2018 года вступил в силу Приказа Минприроды РФ от 28.02.2018 № 74 “Об утверждении требований программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля”

Кто должен иметь программу ПЭК?

Согласно новому приказу Программа производственного экологического контроля должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, по каждому объекту отдельно с учетом его категории и особенностей.

Таким образом IV категория и некатегорийные объекты освобождаются от ее разработки. Но для этого вы должны поставить свой объект на учет, получив свидетельство или отказ!

Программа производственного экологического контроля утверждается только уполномоченным сотрудником организации и действует бессрочно.

В случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменениям характера, вида, объемов оказываемого негативного воздействия на окружающую среду более чем на 10%, предприятие, осуществляющее хозяйственную и (или) иную деятельность, должно скорректировать Программу в течении 60 дней со дня изменений.

Сроки разработки в среднем могут составить от 14 до 30 дней, но ориентироваться также необходимо и на объем запланированной работы, который может зависеть от масштабов предприятия.

Программы разработанные до вступления в силу Приказа Минприроды № 74 подлежат доработке с учетом новых требований, включая разработку нового план-графика контроля стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, который является неотъемлемой частью проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

С 2018 года вводится ежегодный отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в отношении организаций I, II и III категорий.

Предприятия обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение ПЭК, об организации экологических служб на объектах, а также результаты производственного экологического контроля.

По итогам года, необходимо разрабатывать отчет по программе ПЭК, который направляется в уполномоченный орган (регионального или федерального надзора, в зависимости от принадлежности) до 25 марта года, следующего за отчетным.

Отчет по ПЭК должен состоять из результатов проведения ПЭК в области:

Источник: //www.ecolife.group/services/eco-project/proizvodstvennyy-kontrol-pek/

Программа производственного экологического контроля в организации

Производственный экологический контроль пример. Наказание за отсутствие программы ПЭК. Как составить отчет по ПЭК

Программа производственного экологического контроля — это совокупность мероприятий по предотвращению неблагоприятного воздействия на окружающую среду.

Большинство производственных и обслуживающих предприятий в процессе деятельности сталкиваются с экологическим надзором со стороны государства.

Поэтому они должны соблюдать требования не только к охране окружающей среды, но и к администрированию своих обязанностей. У них обязательно должна быть разработана программа производственного экологического контроля.

КонсультантПлюс БЕСПЛАТНО на 3 дня

Получить доступ

Производственный экологический контроль нужен для обеспечения выполнения всех установленных законом мероприятий по охране окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности в целях сохранения ресурсов, достижения их рационального использования и гарантии восстановления.

Программа разрабатывается в целях контроля за экологической обстановкой, правильностью исполнения всех предписаний законодательства, регулирования неблагоприятного воздействия, обеспечения восстановления задействованных ресурсов.

Контроль непосредственно возлагается на производственную или экологическую службу, созданную специально для этих целей, а также может быть возложен и на конкретного работника.

Существуют следующие виды экологического контроля:

  • производственный;
  • государственный;
  • муниципальный.

На каждом уровне для осуществления контроля предусмотрено проведение проверок. На предприятии его осуществляют производственные и экологические службы, последний вариант признается экспертами наиболее предпочтительным.

Кто должен разработать программу

Программа в качестве внутреннего документа представляет собой локальный нормативный акт, принимаемый во исполнение требований закона.

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах I, II и III категорий в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.01.

2002 № 7-ФЗ, обязаны разработать и утвердить программу производственного экологического контроля (ПЭК). Поэтому им необходима четкая программа действий. Рассмотрим подробнее образец программы производственного экологического контроля (2019).

Для чего нужна программа

Программа экоконтроля необходима для выполнения хозяйствующим субъектом требований законодательства.

В ней должно быть прописано, какие мероприятия в целях охраны окружающей среды проводит организация, а также как именно она документирует информацию и хранит полученные сведения и данные.

Требования этого документа, сроки предоставления отчетности по ней и надзора за исполнением устанавливает уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти — Росприроднадзор.

Грамотно составленная ПЭК позволит предприятию не только наилучшим образом организовать экоконтроль, но и избежать штрафов и других санкций со стороны надзорных органов. Поскольку сам контроль осуществляется непосредственно организацией, то и разработка ПЭК является ее задачей с учетом установленных требований.

Что включает в себя ПЭК

Для начала необходимо понять, для каких именно объектов должна быть разработана ПЭК, и определить перечень объектов, для которых обязателен такой контроль. Это, в частности:

  • системы, предназначенные для очистки отходящих газов;
  • системы для очистки сточных вод;
  • склады для хранения материалов, сырья и готовой продукции;
  • источники образования производственных отходов (цеха, мастерские);
  • источники выброса вредных веществ в атмосферу (передвижные и стационарные);
  • источники загрязняющих веществ, сбрасываемых в водные объекты или систему канализации;
  • загрязненные земельные участки и водные объекты;
  • зоны особой санитарной защиты.

Если в организации применяются технологии и особенности производственного процесса, которые оказывают любое негативное воздействие на окружающую среду, ПЭК ей просто необходим.

Разработанный на предприятии документ должен соответствовать действующему законодательству, однако учитывать специфику деятельности, а значит, быть реальным для выполнения.

Сведения о мероприятиях контроля и проведенных проверках фиксируются в специальном журнале.

Как разрабатывается

При разработке программы экологического контроля на предприятии необходимо учесть следующие объекты:

  • источники выброса загрязняющих веществ, как стационарные, так и передвижные;
  • системы очистки использованных водных ресурсов и отходящих газов;
  • подразделения, цеха, иные участки образования отходов производства и потребления;
  • склады, хранилища и иные объекты хранения товаров, готовой продукции, материалов и оборудования.

Можно разработать его своими силами, а можно обратиться к компании, которая занимается этим профессионально. Главное, чтобы такой пример производственного экоконтроля на предприятии включал в себя:

  • перечень уполномоченных лиц, которые несут ответственность за проведение производственного экологического контроля;
  • графики обучения работников, непосредственно связанных с отходами, источниками загрязнения и т. д.;
  • состав производственных отходов (качественный и количественный) и источники их образования;
  • состав и источники загрязняющих выбросов в атмосферу и водные объекты;
  • мероприятия по изучению источников загрязнения на предприятии;
  • мероприятия, направленные на улучшение экологической обстановки в фирме;
  • сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ, отходов производства и объектов их размещения, выбросов загрязнений в атмосферный воздух и источников;
  • данные об улучшении экологической ситуации и снижении вредного воздействия технологического процесса (планируемые и осуществленные).

Форма или образец программы производственного экологического контроля на законодательном уровне не утверждены. Однако в Приказе Минприроды России № 74 от 28.02.

2018 перечислены требования документа, которые согласуются с перечнем, приведенным выше.

Программа производственного экологического контроля должна содержать и формальные реквизиты: наименование организации, место ее расположения, место утверждения документа, дата и иные сведения об утверждении и т. д.

Программа должна быть разработана отдельно для каждого из загрязняющих объектов. Кроме того, в документе обязательно должна быть определена структура экоконтроля. Выглядеть это может, например, так:

В ней должны быть перечислены все ответственные лица, определены их обязанности и меры ответственности.

Новый отчет в Росприроднадзор — до 25 марта

В Приказе Минприроды от 28.02.2018 ведена необходимость предоставления ежегодного отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на предприятии.

Он предоставляется в двух экземплярах в органы, осуществляющие контроль в области природопользования, и содержит конкретную информацию в виде таблиц с соответствующими данными об объемах загрязнений, методах их измерений, о взаимодействиях с территориальными органами Росприроднадзора по поводу мониторинга состояния окружающей среды на территории объекта размещения отходов и т. д.

Срок предоставления отчетности — 25 марта года, следующего непосредственно за отчетным.

Сдают такой отчет абсолютно все юридические лица и индивидуальные предприниматели, для которых установлена обязанность по разработке ПЭК. Есть требования и к формату предоставления: экземпляр отчета направляется в уполномоченный контролирующий орган вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе. При отправлении по почте нужно сделать опись вложения.

Порядок внедрения программы на производстве

После разработки ПЭК необходимо внедрить приказом по организации, а затем обязательно утвердить в территориальных органах производственного и экологического надзора. Обновляется этот документ ежегодно, поскольку содержит план мероприятий, который должен постоянно обновляться. Титульный лист с визами выглядит так:

После утверждения все структурные единицы и подразделения должны действовать в соответствии с разработанным планом мероприятий, а также соблюдать частоту всех проверок.

Кто уполномочен проверять, и ответственность за нарушения

Экологический контроль в организации осуществляют лично директор и начальники функциональных служб. А вот надзорные функции лежат на экологических службах и территориальных органах Росприроднадзора.

Если какие-либо параметры остались не охвачены или не соблюдаются предприятием, это может привести к штрафным санкциям или даже приостановлению работы всей фирмы. Регламентируется ответственность за такое нарушение статьей 14.

43 КоАП, штрафы по ней достигают 600 000 рублей с конфискацией продукции, а также деятельность предприятия может быть полностью остановлена на срок до 90 дней. Кроме того, без утвержденной ПЭК компания не может получить заключение от СЭС на осуществление видов деятельности.

Наказания статья 14.43 КоАП предусматривает и такие, как конфискация всей продукции, а также предметов административного правонарушения, причем этот термин может трактоваться достаточно широко.

При доказывании факта повторного нарушения наказания ужесточаются, сумма штрафов может достигать миллиона рублей.

В целом законодатель идет по пути постоянного увеличения ответственности за подобные правонарушения.

Отсутствие внутреннего регламентирующего документа об экоконтроле может стать причиной невозможности исполнения всех требований СанПиН, что может существенно затруднить хозяйственную деятельность предприятия.

При разработке документации во избежание ошибок и последующего привлечения к административной ответственности рекомендуется обратиться к специалистам, предоставив достоверную и точную информацию о предприятии.

Пример производственного экологического контроля на предприятии (программа)

Источник: //ppt.ru/forms/rabora/eco-control

Отчетность ПЭК — Отчитываемся за производственный экологический контроль (Приказ 261 Минприроды России)

Производственный экологический контроль пример. Наказание за отсутствие программы ПЭК. Как составить отчет по ПЭК

Все организации и предприятия, эксплуатирующие объекты негативного воздействия на окружающую среду с I по III категорию должны разрабатывать программу производственного экологического контроля и сдавать по ней ежегодный отчет (см. Ст. 63 Федерального закона «Об охране окружающей среды»). Подробно про необходимость разработки ПЭК можно посмотреть здесь, а про структуру программу и ее содержание – здесь.

Требования к форме предоставления отчета об осуществлении производственного экологического контроля (отчет о ПЭК) представлены в Приказе Минприроды России от 14.06.2018 № 261. В соответствии с Приказом № 261 отчет должен включать в себя 11 таблиц.

Общие сведения

Таблица 1.1. Общие сведения

Самая первая таблица заполняется на основании раздела «Общие положения» разработанной ранее программы ПЭК.

Таблица 1.2. Технологии, применяемые на объекте

В таблице указываются поочередно:

  • номер и наименование структурных подразделений организации;
  • наименование применяемой в этом структурном подразделении технологии;
  • соответствие применяемой технологии наилучшей доступной технологии.

Соответствие «подбирается» согласно информационно-техническому справочнику по НДТ. При этом необходимость внедрения наилучших доступных технологий обязательна только для объектов I категории (внедрение НДТ описывается в комплексном экологическом разрешении), следовательно, для объектов II и III категории данную таблицу заполнять не обязательно.

Таблица 1.3. Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях

Эта таблица заполняется на основании соответствующего раздела Программы ПЭК. В таблице указываются сведения о собственных или привлекаемых аккредитованных испытательных лабораторий: полное наименование, адрес и реквизиты аттестата аккредитации.

Охрана атмосферного воздуха

Таблица 2.1. Загрязняющие вещества, включенные в план-график контроля стационарных источников

В таблицу с перечнем заносят только наименования веществ, включенных в план-график контроля стационарных источников выбросов (см.

соответствующий раздел программы ПЭК), в свою очередь, приведенных в Распоряжении Правительства РФ от 8 июля 2015 г.

N 1316-р «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды».

В План-график контроля в программе ПЭК и, соответственно, в таблицу 2.

1 должны включаться загрязняющие вещества, в том числе маркерные, которые присутствуют в выбросах стационарных источников и в отношении которых установлены технологические нормативы, предельно допустимые выбросы, временно согласованные выбросы с указанием используемых методов контроля (расчетные и инструментальные) показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников, а также периодичность проведения контроля (расчетными и инструментальными методами контроля) в отношении каждого стационарного источника выбросов и выбрасываемого им загрязняющего вещества, включая случаи работы технологического оборудования в измененном режиме более 3-х месяцев или перевода его на новый постоянный режим работы и завершения капитального ремонта или реконструкции установки.

Что характерно, в таблицу не вносятся коды соответствующих веществ, — а только их наименования.

Таблица 2.2. Результаты контроля стационарных источников выбросов

В программе ПЭК имеется соответствующий график контроля стационарных источников выбросов, в соответствии с которым в течение года должны были проводиться соответствующие действия: отбор проб, инструментальный контроль и анализ полученных результатов. Всю эту информацию необходимо внести в таблицу.

Таблица 2.3. Загрязняющие вещества, включенные в план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха

По аналогии с таблицей 2.1 в таблицу 2.3 вносят перечень веществ, включенных в план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха (см. соответствующий раздел программы ПЭК). Коды веществ не предусмотрены.

Как правило, перечень веществ, которые можно определить методами инструментального мониторинга качества атмосферного воздуха сильно ограничено.

Обычно проводятся наблюдения за содержанием основных загрязняющих веществ в атмосферном воздухе: диоксида серы, оксида углерода, оксида и диоксида азота, взвешенных частиц (пыли), а также специфических загрязняющих веществ (сероводорода, растворимых сульфатов, аммиака, фенола, хлористого водорода, формальдегида, бензола, суммы ксилолов, толуола, этилбензола, бенз(а)пирена, железа, кадмия, марганца, меди, никеля, свинца, хрома, цинка).

Таблица 2.4. Результаты наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха

В отличие от таблицы 2.2. эта таблица содержит уже усредненные сведения по результатам наблюдений в соответствии с графиком из программы ПЭК: адрес и координаты точек наблюдения, наименование загрязняющих веществ, периодичность отбора проб и т.д.

Охрана и использование водных объектов

Таблица 3.1. Результаты учета объема забора (изъятия) и сброса вод

В эту таблицу необходимо внести реквизиты письма, которым в соответствующий Территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсов) были направлены сведения о результатах учета забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества.

В соответствии с «Порядком ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества (утв.

Приказом Минприроды России от 08.07.2009 № 2057) эти сведения подаются в территориальный орган Росводресурсов ежеквартально в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Поэтому, в таблице 3.1.

должны быть реквизиты всех четырех писем.

Таблица 3.2. Результаты наблюдений за водными объектами и учета качества поверхностных вод в местах сброса сточных вод

В таблицу 3.2 вносятся реквизиты писем о направлении сведений о результатах учета качества поверхностных вод в местах сброса и сведений о результатах наблюдения за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами. Снова наблюдается дублирование контроля.

В соответствии с Порядком представления сведений, полученных в результате наблюдений за водными объектами, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, собственниками водных объектов и водопользователями (утв. Приказом Минприроды России от 06.02.

2008 № 30) собственники водных объектов и водопользователи обязаны вести регулярные наблюдения за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами и предоставлять соответствующие сведения территориальный орган Росводресурсов установлен до 15 марта.

Источник: //normativ.org/lib/ekologiya/otchetnost-pek-otchityivaemsya-za-proizvodstvennyiy-ekologicheskiy-kontrol-prikaz-261-minprirodyi-rossii/

Юрист и Закон
Добавить комментарий