Помеха справа. Что это такое и почему она в приоритете. Правило ПДД – помеха справа. Уступай всем, кто по правую руку.

Правило ПДД помеха справа — когда действует?

Помеха справа. Что это такое и почему она в приоритете. Правило ПДД - помеха справа. Уступай всем, кто по правую руку.

Очередность проезда автомобилей по трассе и улицам города обозначается и оговаривается в правилах дорожного движения.

Регулируемость очередности возлагается на расставленные по трассе дорожные знаки приоритета, на установленные светофоры, а также на обычный регулировщик.

Для определенных частных ситуаций, как правило, в процессе маневрирования, требуется опираться на установленные нормы ПДД, только так можно понять, что делать, если возникает помеха справа, кто должен уступить.

Одним из основных правил является перестройка из полосы в полосу. В этом случае уступает дорогу тот, водитель, который двигается без смены направления.

Правило «правой руки» актуально для тех случаев, когда один из регуляторов не в состоянии применить правила по причине их полного бездействия.

Есть много таких участков дороги, где не только никаких регулировщиков и стандартного светофора, но также никаких знаков.

Как в подобном случае нужно действовать водителю, кто получает преимущественное право осуществления проезда? Стоит более тщательно разобраться в данном принципе движения, тем более что между опытными водителями действует определенное универсальное правило.

Что такое помеха справа?

Отвечая на вопрос, что такое помеха справа, можно отметить, что правило «правой руки» знают все без исключения водители. К нему за помощью обращаются в большом количестве разных ситуаций.

Вот самые основные правила ПДД помеха справа:

  1. При пересечении нерегулируемого пересечения равных по статусу трасс.
  2. При разъездах на стоянках и на станциях АЗС.
  3. В процессе перестройки авто, двигающихся в одном направлении, но по разным полосам дороги.

В данной статье можно вспомнить автошколу и особенности правила «помехи справа». Можно узнать, что это такое, а также в каких ситуациях может быть использовано.

Сразу стоит отметить, что в ПДД полностью отсутствуют такие общепринятые между водителями термины, как «правило правой руки» и «помеха справа на перекрестке».

По сути, это на условном уровне упрощенные выражения пункта 8.9 ПДД России. Его суть заключается в том, что правила не могут особым образом регламентировать все возникающие на дороге ситуациях с тем, кому отдается приоритет на трассе.

Если последовательность проезда не была предусмотрена Правилами Дорожного Движения, водители должны обязательно разъехаться между собой, пропуская водителя, «мешающего» с правой стороны. Только после этого потребуется продолжить передвигаться.

Говоря иными словами, если по пути следования человек пересекает путь иного транспортного средства, и, если общая очередность движения не оговорена ПДД, он должен уступить этому автомобилю трассу, если на момент пересечения машина будет находиться справа.

К знакам приоритета относятся такие обозначающие указатели, как « дорога», «Пересечение с дополнительной дорогой», «Уступите дорогу», «Движение без остановки запрещен», «Преимущество перед встречным движением».

Особого внимания заслуживает равнозначный перекресток. Это обычное пересечение трасс с равным покрытием, а также тех, что характеризуются равным приоритетом.

Если знаков приоритета, перечисленных выше, нет, между водителями автоматически начинает действовать правило «правой руки». В этом случае перекресток на автоматическом уровне становится равнозначным.

Если помеха появляется справа от водителя, уступает он, если слева был замечен автомобиль, он обязан уступить дорогу.

Согласно данному правилу должен действовать и оппонент. Если он сталкивается с помехой справа, он обязательно должен обеспечить рядом едущему водителю право первичного проезда.

Таким образом, если на трассе приоритет движения не определен знаками, светофором и регулировщиком, «помеха справа во дворе» от ведущего водителя должна получить преимущество в перемещении.

Если при нарушении данного правила возникают аварийные ситуации, причин для этого может быть три. Виновник ДТП не очень хорошо знаком с ПДД. Такие водители полагают, что раз на прошлом перекрестке он ехал по главной, то и в данной ситуации ситуация повторится.

На деле это не так, отчего и появляется аварийная ситуация. Также виновник ДТП может полагать, что в процессе его выезда с грунтовой дороги, его обязаны все пропускать и те, кто передвигается слева, в том числе.

Если осуществляется выезд на асфальт, водитель должен всем уступить дорогу, так как грунтовка – это во всех случаях второстепенная трасса. Данное правило распространяется к выезду со стадионов, парковок и иных подобных территорий.

Нередко между участниками движения возникает аварийная ситуация, возникшая на основании того, что водитель посчитал, что он не обязан пропускать водителя с правой стороны по той причине, что он поворачивал налево. Поворот в этом случае ничего не меняет.

Особенности применения правила «помеха справа»

Принцип перемещения, описанный выше, относится к категории универсальных, но требуется четко знать границы его использования. У правила «правой руки», как и всех иных норм, есть три обязательных условия, когда действует правило.

Они могут решить вопрос, как определить помеху справа:

  1. Траектории движения автомобилей должны обязательно пересекаться. В этом случае автомобили не будут мешать друг другу и смогут спокойно разъехаться в правилах предусмотренных направлениях.
  2. Правило действует по отношению равнозначных участников. Ни один из участников спорной ситуации, который стремится обязательно проехать первым, не должен иметь определенного статусного преимущественного положения, равнозначного иным участникам движения. В этом случае нельзя использовать принцип правила правой руки в таких отношениях, как транспортное средство – пешеход, трамвай и обычный автомобиль. В этом случае пешеход и трамвай являются участником дорожного движения.
  3. Общая очередность проезда не оговаривается пунктами ПДД. Говоря иными словами, если планируется использовать именно это правило, не должно быть предусмотрено ПДД.

Вот несколько примеров по данным правилам. Если водитель выезжает со стоянки одновременно с иным автомобилем, данная ситуация не имеет четкого правила ПДД. В этом случае дорогу нужно уступить едущему справа водителю, который является помехой справа.

Можно рассмотреть еще один случай с одновременным перестроением равнозначных по передвижению авто. Если в ситуации принимают участие мотоцикл, который не имеет в лице легковушки правой помехи, он перестроится первый.

Что касается водителя легкового автомобиля, то он будет правой помехой для мотоциклиста, соответственно обязан будет уступить ему место.

В каких случаях «помеха справа» не работает?

Также стоит рассмотреть условия, когда понятие «помеха справа» является не актуальным, например, действует ли на парковке правило помехи в 2019 году.

Данный вопрос выше рассматривался с точки зрения применения правила, а здесь в качестве ответа на вопрос, в каких случаях оно не действует.

Вот несколько ситуаций, достойных внимания:

  1. Несоответствие статуса участников движения. Термин «помеха справа» будет неактуальным в случае, если изначально участники движения являлись неравнозначными по статусу. Это может быть сложившаяся спорная ситуация между авто и пешеходом, а также ситуация с безрельсовыми транспортными средствами и трамваями.
  2. Неравнозначность приоритетных положений участников, урегулированная дорожными знаками, светофором и регулировщиками.

Второй пункт стоит рассмотреть более подробно на примерах. Если один водитель находится на главной дороге, а второй едет по второстепенной, между собой они смогут применить правило правой руки. Здесь преимущественным правом будет обладать тот, кто едет по основной трассе.

Если один водитель перемещается по дороге, а второй выезжает с заправочной станции или с жилого двора, спорная ситуация по уступке дороги не может быть решена по правилу «помеха справа».

Согласно правилам ПДД, человек, который выезжает из прилегающей рядом расположенной территории, обязан уступать всем дорогу.

Стоит рассмотреть еще одну ситуацию. Один водитель двигается под зеленый сигнал светофора, а рядом едущий перемещается по дополнительной секции светофора.

Изначальной позиции двух водителей являются равнозначными, так как едущий на рядом расположенную дополнительную секцию при главном запрещающем обязан пропустить вперед всех выезжающих на основной разрешающий светофорный сигнал.

Есть и иные ситуации, когда описываемое правило не «работает». Например, при начале движения или при передвижении задним ходом предварительно нужно уступить дорогу иным водителям.

«Помеха справа» на перекрестках

Правило «правой руки» может быть применимо и в процессе перемещения по перекресткам.

Несмотря на то, что ПДД в разделе 13 регламентируют определенные правила по проезду по перекресткам, процесс при желании можно достаточно серьезно упростить, используя самое универсальное правило правой руки.

Сформулировать данный принцип можно следующим образом – при равных возможностях водители должны разъехаться с иными транспортными средствами, используя как раз правило «правой руки».

Сложности с использованием данного правила, применяемого на перекрестах, как правило, сопровождается некоторой динамичностью дорожных событий.

В процессе перемещения по перекрестку требуется помнить ситуации, когда применять правило «правой руки» настоятельно не рекомендуется.

Это ситуации максимально четкой регламентации грамотно выстроенной очередности движений. Вот самые основные из них:

  • «спор» с трамваем. Рельсовое транспортное средство должно проехать первым, так как у него имеется приоритет, основанный на самой категории данного городского средства передвижения. Правило помехи справа в отношении трамвая не актуально. Трамваи во всех ситуациях пользуются приоритетом;
  • изначальная неравнозначность позиций. Если водители находятся на трассе на разных по приоритетности направлениях, то есть кто-то едет на основной, а кто-то на второстепенной, их отношения не будут решаться с использованием принципа «помехи справа».

Сюда также можно отнести ситуацию, когда перемещение осуществляется по дополнительной секции светофора. Это ситуация распространяется на основной сигнал запрещения.

Важные советы

Людям, перемещающимся по дополнительной трассе или выезжающим с жилого двора, нужно уступать дорогу всем.

Желательно перед этим установить зрительное взаимодействие с водителем, перемещающимся с левой стороны.

В этом случае будет ясно, какими будут его последующие манипуляции. Это не особое универсальное правило, просто так можно показать водителям свое намерение.

Если водитель никак не реагирует, если скорость его автомобиля не снижается, нужно обязательно пропустить его.

Особо неуравновешенные водители, пытаются преподать таким упрямцам урок и едут напрямую. Не стоит так делать. Это приведет к возникновению аварийной ситуации. Не стоит тратить свои нервы, время и здоровье попытку что-то доказать.

Заключение

Главное правило «помехи справа» представляет собой метод решения вопросов относительно преимуществ движения при полном отсутствии трех основных категорий приоритетности, то есть светофора, дорожных знаков и регулировщика.

Само по себе правило «правой руки» говорит о том, что водитель обязан пропустить и дать возможность проехать водителю, чье средство передвижения приближается с правой стороны.

Если при перестроении или при выезде на главную дорогу совершить определенные ошибки, водителям будет назначен штраф за нарушение ПДД.

Вас заинтересует:

Источник: http://pravo-auto.com/pomeha-sprava-kto-dolzhen-ustupit/

Помеха справа или правило правой руки: 3 случая, когда правило не действует

Помеха справа. Что это такое и почему она в приоритете. Правило ПДД - помеха справа. Уступай всем, кто по правую руку.

Понятие «помеха справа» впервые было упомянуто в контексте о преимущественном праве проезда в сборнике правил дорожного движения в начале 70-х годов прошлого столетия и очень быстро вошло в обиход водителей. Позже это дословное выражение перестало упоминаться в ПДД, да и в современных правилах дорожного движения такого понятия нет.

Такое понятие сложилось исторически, исходя из ситуации, когда пересекаются траектории движения нескольких транспортных средств, а очерёдность проезда чётко не оговорена правилами, в таком случае каждый водитель должен уступить дорогу транспортному средству справа от себя.

Словосочетание «помеха справа» – выражает самую суть и быстро запоминается, поэтому устойчиво применяется у всех водителей с первых дней за рулём.

Как применяется правило «правой руки»?

Можно смело сказать, что правило «правой руки» применяется на дорогах ежеминутно.

В крупных ли городах или в отдалённых населённых пунктах постоянно возникают ситуации, когда на дорогах нет никаких дорожных знаков и светофоров, и непонятна очерёдность проезда нескольких автотранспортных средств, в случае пересечении их путей.

Водители, попавшие в такую ситуацию, первым делом должны оценить расположение всех транспортных средств относительно своей правой руки и, соответственно, пропустить их. Помеха справа — правило ПДД, которое должно быть зафиксировано в голове каждого водителя, как непреложный факт, как аксиома.

Соблюдение этого универсального правила – это залог своей безопасности и безопасности всех людей, находящихся в соседних автомобилях.

Действие «помехи справа» на перекрёстках

Некоторые водители говорят, что Бог создал дороги, а дьявол – перекрёстки. Проезд перекрёстков по праву можно считать самым сложным манёвром в вождении. Наибольшая аварийность наблюдается именно на перекрёстках.

Скорее всего, это связано с большим количеством участников дорожного движения, направляющихся в разные стороны, наличием различных знаков и разметки на дороге, сигналами светофора, и ещё хуже, работой регулировщика. Все факторы вместе вызывают моменты растерянности у неопытных и невнимательных водителей.

Неравнозначные перекрёстки

Неравнозначный перекрёсток можно распознать по наличию регулировщика, дорожных знаков, работающих светофоров. Бывают нерегулируемые неравнозначные перекрёстки, когда встречаются главная и второстепенная дороги, без знаков приоритета, тогда их можно различить по дорожному покрытию.

Таким образом, неравнозначные перекрёстки — самые простые в пересечении. Нужно лишь следовать указанием знаков, светофора или регулировщика, брать во внимание другие правила ПДД.

Правило «помеха справа» не работает при пересечении неравнозначных перекрёстков.

Равнозначные перекрёстки

Отсутствие работающего светофора, знаков приоритета, действующего регулировщика движения, делают перекрёсток равнозначным и нерегулируемым. Единственным принципом пересечения равнозначных перекрёстков нерегулируемых дорог является именно золотое правило «правой руки».

Правило правой руки в ПДД регламентируется п. 8.9.

Если в пределах перекрёстка дороги все участники равны, и их пути пересеклись, то определить, кто из них может пересечь  перекрёсток первым, на первый взгляд достаточно сложно.

Если бы не универсальное правило «помеха справа». Все водители, оказавшиеся на равнозначном перекрёстке, должны оглядеться по сторонам, оценить ситуацию, определить нахождение помехи справа от себя и пропустить её.

Никто не знает имени того умного человека, который ввёл этот принцип проезда перекрёстков, но, несомненно, его вклад в безопасность на дорогах трудно переоценить.

Перекрёстки с круговым движением

Последние изменения ПДД от 08.10.2017 г. установили приоритет в движении водителям, уже находящимся на круге. Водители, въезжающие на круг должны уступать им дорогу. Таким образом, законодательно закреплено значение круга, как главной дороги, а остальных, как второстепенных.

На круговых перекрёстках не предусмотрена установка светофоров. Претерпели изменения и правила использования поворотников при въезде и выезде с  круговых перекрёстков.

Теперь обязательным является включение сигналов поворота только при перестроении. Установка знака, требующего уступить дорогу, также не является обязательной.

Все водители должны руководствоваться новыми правилами, независимо от того регулируемый или нерегулируемый круговой перекрёсток.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что правило помехи справа не работает на круговых перекрёстках. Им можно воспользоваться после съезда с островка кругового движения.

Когда правило «правой руки» не действует?

Это универсальное правило не действует тогда, когда пересекаются пути неравнозначных участников движения, а именно:

  • пешеход пересекается с транспортным средством. Водитель всегда обязан уступить дорогу пешеходу;
  • трамвай пересекается с транспортным «безрельсовым» средством. Водитель безрельсового транспорта всегда уступает дорогу трамваю, кроме выезда трамвая из ДЕПО.

Также правило «правой руки» не будет действовать, если чётко ясен неравнозначный статус пересекающихся объектов в радиусе действия светофора, знаков приоритета, сигнала регулировщика, и других правил дорожного движения, которые в свою очередь и будут регулировать первоочерёдность проезда.

«Помеха справа» на парковке или дворовой территории

При движении автотранспортных средств по парковке, дворовой (прилегающей) территории нужно выделить два случая:

  • если речь идёт о продвижении внутри и в сторону выезда по территории парковки или двора, то водители должны руководствоваться правилом «правой руки»;
  • если речь идёт о самом выезде с таких территорий, то по общим правилам ПДД, водитель должен уступить дорогу всем другим водителям, кроме водителей равнозначных ему же.

Помеха справа при движении по ПДД

Помеха справа. Что это такое и почему она в приоритете. Правило ПДД - помеха справа. Уступай всем, кто по правую руку.

Правило «Пропусти помеху справа» знают все водители: и опытные зубры с двадцатилетним стажем, и начинающие «чайники» с теоретическим багажом из автошколы. Автолюбители применяют правило на уровне рефлекса – «берегут правый борт».

Тем не менее, ситуации, когда автомобилисты не могут поделить дорогу, выясняют правоту, или допускают ДТП, возникают достаточно часто. И действительно, как разобраться, ведь иногда дорожные знаки этому правилу явно противоречат?
Интересная особенность: правило на дороге есть, а в ПДД – нет. По крайней мере, в дословном изложении.

Что это такое, определение

Что же это за правило? На первый взгляд, смысл понятен: нужно уступить дорогу автомобилю справа. Есть и другое название – «правило правой руки». Водители часто ошибаются, думая, что пропускать должны всех, кто справа. Но нет, нужно адекватно оценивать ситуацию, учитывать и другие требования.

И при этом помнить: это правило не главное, оно применяется, когда нет других. Чтобы разобраться, нужно понять, как определение «помехи справа» трактуют Правила дорожного движения.

Когда применяется правило

Правило применяется, если траектории движения после маневра пересекаются. В ПДД предусмотрены три ситуации, когда следует четко руководствоваться правилом «Пропусти помеху справа», назовем его кратко ППС:

  1. Автомобили начинают одновременное перестроение.
  2. Проезд на прилегающей территории.
  3. Движение по перекрестку без организации движения (нерегулируемому) или по такому участку, где правила не устанавливают приоритетное право проезда.

Нерегулируемый перекресток – это пересечение дорог, на котором не установлен светофор и нет регулировщика. Если перекресток со светофором, который временно неисправен или постоянно выдает только желтое мигание, перекресток также нерегулируемый.

Для начала общие правила для законопослушных и корректных водителей:

  1. Предположим, вам необходимо перестроиться на левую полосу. А в этот момент на левой полосе другое авто тоже совершает маневр. Вы имеете первоочередное право: для соседа вы помеха справа, его обязанность – вам уступить.
  2. Если вы задумали поворот налево, а при этом сосед продолжает движение прямо, он не должен вас пропускать, хоть вы и помеха справа.
  3. Вы оба поворачиваете, ваши пути не должны пересечься. Каждый едет своей дорогой, пропускать никого не нужно.
  4. Перекресток без регулировки проезжать сложнее: бывают спорные ситуации.

Важно запомнить: едете прямо – пропустите всех, кто находится от вас по правую руку, хотите свернуть вправо – подождите, пока не проедут все автомобили по пересекаемой дороге.

Если же нужно свернуть налево – вы обязаны уступить всем, кто справа; при этом обладаете преимуществом перед теми, кто слева.

Есть еще одно правило, не охваченное ПДД – «Правило трех Д», или «Дай Дорогу Дураку». Иногда лучше дать завершить маневр торопливому хаму, подрезающему вас на приоритетном участке, чем допустить ДТП.

А вот теперь – более детально по дорожным ситуациям, требующим соблюдения правила «помеха справа».

Равнозначные перекрестки

Вспомним, когда пересечение дорог относится к равнозначным перекресткам:

  1. Если на это указывает соответствующий знак предупреждения 1.6.
  2. У перекрестка имеется указатель, означающий конец главной дороги (2.2).
  3. Перекресток образуют дороги с одинаковым покрытием, а знаки приоритета (2.3.1 – 2.5) перед ним не установлены.

Требование ПДД, п.13.11: водитель, управляющий ТС (безрельсовым) уступает дорогу ТС, которые приближаются справа, если они находятся на пересечении равнозначных дорог.

Предположим, совпали два обстоятельства: перекресток без регулировки, и он из равнозначных дорог. Чтобы проехать без нарушения, нужно помнить о ППС.

Обстоятельства на перекрестке могут сложиться таким образом:

Водитель сворачивает направо.Пути ТС не пересекаются. Уступать не требуется.
Водитель двигается прямо. К нему приближается ТС справа с намерением повернуть направо.Если перекресток широкий для того, чтобы разъехаться, водитель проезжает одновременно с правым ТС. Если места мало, ТС нужно пропустить.
Водитель двигается прямо. ТС приближается справа для того, чтобы ехать налево или прямо.ТС нужно пропустить.
Водитель поворачивает налево, ТС справа совершает поворот направо.Пути не пересекаются, пропускать нет необходимости.
Водитель хочет повернуть налево. ТС двигается справа и продолжает движение прямо или налево.Нужно уступить.

Неравнозначные перекрестки следует проезжать, учитывая требование ПДД, п. 13.10. Пункт устанавливает требование к очередности движения, если главная дорога (ГД) меняет направление. В этом случае все автовладельцы применяют правила проезда по равнозначным перекресткам (ППС).

Правило действует, если установлены дорожные знаки:

Водитель направляется по ГД. Она меняет направление: поворачивает направо.Он уступает ТС, приближающимся справа по ГД.
Движение водителя – по дороге второстепенного значения. Она поворачивает вправо.Он уступает всем ТС справа с второстепенной дороги, и всем – с ГД.

При перестроении

Если водитель начал перестроение, он уступает попутным ТС, которые не меняют траекторию движения. А если попутные ТС начинают одновременное перестроение – водитель уступает тому, кто находится справа. Это требование установлено в ПДД, п.8.4.

Рассмотрим несколько примеров правильного перестроения попутных ТС:

Водитель находится на своей полосе движения. Его полосу хочет занять ТС с соседней полосы.Водитель не должен уступать дорогу, несмотря на то, что ТС может быть справа. Здесь ППС применяться не может.
Водитель при движении намерен начать перестроение на соседнюю полосу. При этом ни одно из ТС не перестраивается.Следует дождаться безопасного момента, когда проследуют все ТС на соседней полосе. И только затем выполнить перестроение. ППС не работает.
Водитель намерен перестроиться на левую от него полосу. ТС на левой полосе также хочет перестроиться.ТС с левой полосы уступает дорогу водителю, независимо от того, куда оно перестраивалось. Действует ППС.
Водителю нужно перестроиться на полосу справа. ТС на правой полосе намерен начать перестроение.Водитель помнит о ППС и уступает дорогу.

Во дворе

Если пути автомобилей пересекаются в обстоятельствах, когда очередность не установлена, уступает тот водитель, к которому справа приближается другое ТС. Требование установлено ПДД, п.8.9.

Такие ситуации нередки во дворах, парковках, автозаправках: разъезд в общественных местах, имеющих прилегающие территории. Здесь правило действует одно: «Пропусти помеху справа».

Примеры ситуаций с помехой справа

Чтобы информация запомнилась лучше, рассмотрим конкретные ситуации, в которых могут оказаться водители:

  1. Автомобилисты находятся на перекрестке равнозначных дорог. В этой ситуации нет никаких сомнений: для синего авто красное является помехой справа. Значит, у красного – первоочередное право проезда.
  2. Водители едут по дороге, она начинает сужаться. Никаких знаков на определение первоочередного проезда нет, знак «Сужение дороги» к таким не относится.

Водитель справа начинает активно продвигаться вперед, считая, что него действует ППС. При этом ему безразлично, что он смещает водителя слева практически на встречку.

Другая ситуация. Один водитель едет прямо, впереди – ремонтные работы. Водитель справа совершает маневр, пытается сместиться влево и проехать вперед, мешая первому. Права на приоритетный проезд у второго водителя нет, он нарушает правила.

ПДД предупреждают: водитель при перестроении обязан уступить дорогу тем ТС, которые продолжают движение, не меняя направления.

Это означает, когда сужение или ремонт начинаются справа, первым проезжает водитель, не меняющий траекторию движения (тот, кто двигается прямо).

Самый цивилизованный способ договориться и не конфликтовать (для этой ситуации другого решения нет) – проезжать по очереди:

  1. Невнимательный водитель, не посмотрев по сторонам, выезжает с АЗС. Машина на дороге слева не ожидает, что ее не пропустят, не успевает среагировать и сбросить скорость. Результат – ДТП. Виновник в этой ситуации ясен – это водитель с заправки.
    Прилегающие территории (АЗС, дворы, стоянки и парковки) относятся к второстепенным. Выезжая с такой дороги, нужно пропустить всех: и слева, и справа.
  2. Два водителя двигаются по дворовой территории: один по широкой дороге, другой поворачивает справа с узкого неасфальтированного полотна. Первый считает, его дорога «главнее», игнорирует второго, получает удар от «помехи справа». Виноват здесь первый: на прилегающих территориях руководствуются только правилом правой руки.

Иногда водители самонадеянно считают, что все участники дорожного движения знают и соблюдают правила. Не стоит на это рассчитывать. Если ваш автомобиль – помеха справа, лучше стопроцентно не рассчитывать на преимущество.

Стоит убедиться, что вас действительно пропускают. Никогда не пытайтесь проучить другого водителя и ехать напролом. Такие манипуляции приведут только к ДТП.

Иногда следует проявлять великодушие. Если видите, что водителю с второстепенной дороги сложно завершить маневр, чтобы вас пропустить (предположим, скользкая дорога, а он на летней резине), сбросьте скорость, уступите дорогу. Вам будут благодарны.

Когда правило не работает

Не всегда следует опираться на правило помехи справа. Есть обстоятельства, когда оно неприменимо:

  1. Когда участник дорожной ситуации – трамвай. На рельсовый транспорт ППС не распространяется.
  2. Если одно ТС движется по главной дороге, а второе ТС – по второстепенной, ППС не применяется. Приоритет у первого автомобиля. Пропустить второго он может по своему желанию, предварительно уведомив второго при зрительном контакте или другим сигналом.
  3. Для выезжающего с прилегающей территории правило не действует (обязан пропустить всех), если только не установлен знак приоритета.
  4. При начале движения водители уступают дорогу всем ТС. При движении задним ходом – аналогичная ситуация.
  5. На полосе разгона при въезде на трассу. Если водитель с правой полосы разгона поторопится и создаст ДТП, виновным признают именно его.

Наказание за нарушение правил ДД

За несоблюдение правила «помехи справа», а если изъясняться языком ГИБДД – нарушение правил пересечения перекрестков и неправильное маневрирование, в нашей стране предусмотрена административная ответственность.

Это статьи 12.13 и 12.14 КоАП РФ. Соответственно, 1000 и 500 рублей.

Правило, устанавливающее приоритет для «помехи справа» – неплохое руководство для всех, кому важна безопасность на дороге. Запомнить его несложно, и оно существенно облегчит жизнь.

: Помеха справа. Правила равнозначных дорог

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: http://avtopravozashita.ru/pdd/pomeha-sprava-po-pdd.html

Что означает в ПДД «помеха справа»?

Помеха справа. Что это такое и почему она в приоритете. Правило ПДД - помеха справа. Уступай всем, кто по правую руку.

Приоритет имеет водитель легкового автомобиля, так как он двигается без смены направления, водитель крана должен уступить

Очередность проезда транспортных средств чаще всего оговаривается нормами ПДД. Причем регулировать такую очередность призваны дорожные знаки приоритета, различные светофоры и пресловутый регулировщик.

Кроме того, для некоторых частных случаев движения (преимущественно при маневрировании) существуют специальные нормы ПДД.

Так, тот, кто намеревается перестраиваться из полосы в полосу, тот и должен уступать дорогу водителю, двигающемуся без смены направления.

Однако бывают случаи, когда ни один из регуляторов не может быть применен по причине их полного бездействия. Есть же, к примеру, участки дорог, на которых не только регулировщика и светофора, но даже и знаков никаких нет.

Равнозначный перекресток, ни у кого нет приоритета

Как же в таком случае действовать водителю? Кто из них имеет преимущественное право для проезда?

Водители-профессионалы говорят про некое правило «правой руки» (или применяют термин «помеха справа»). Давайте попробуем разобраться в этом пресловутом принципе движения. Тем более что ему придают статус некоего универсального правила.

Вопрос 1: Что такое «помеха справа»?

Сразу же оговоримся: в ПДД отсутствуют такие термины – «правило правой руки» и «помеха справа». Это условно-упрощенные выражения пункта 8.9 ПДД РФ. Суть его следующая.

Правила не могут регламентировать все ситуации с приоритетностью на дорогах. Поэтому, если последовательность проезда транспорта не предусматривается ПДД, то водители между собой должны разъехаться, пропуская «помеху справа».

Только после этого можно продолжить двигаться.

Иными словами, если мы по пути следования пересекаем путь другому автомобилю, а очередность движения Правилами никак не оговаривается, то мы должны будем уступить этому автомобилю дорогу, если он в момент пересечения будет от нас справа.

В этом случае водитель грузовика должен проехать перекресток первым, так как для легкового автомобиля он находится справа

Соответственно, этим же правилом должен руководствоваться и наш оппонент: если мы ему создаем помеху справа, то он должен обеспечить нам право первого проезда.

Таким образом, если приоритет движения невозможно определить знаками, регулировщиком или светофором, то наша «помеха справа» должна от нас получить преимущество в движении.

Условия применения правила «правой руки» или «помеха справа»

Интересующий нас принцип считается по праву универсальным. Однако необходимо четко знать границы его применения, ибо у правила «правой руки» (как и у любой другой нормы) есть обязательные критерии (условии). Их три.

1. Траектории движения транспортных средств всенепременно должны пересекаться

Помеха справа и пересечение путей

В противном случае – зачем решать проблем преимущества в движении? Ведь автомобили никак не смогут мешать друг другу и спокойно разъедутся в заданных направлениях.

В данном случае «помеха справа» не действует, так как траектории не пересекаются

2. Указанное правило работает в отношении равнозначных участников движения

Иными словами, ни один из участников «конфликта интересов», стремящихся проехать всенепременно первым, не должен иметь какого-то статусного преимущества. Напротив, он должен быть равнозначен своим оппонентам.

К примеру, нельзя применять принцип «помехи справа» (или правило «правой руки») в следующих системах отношений:

1) пешеход – транспортное средство;

2) трамвай – безрельсовое транспортное средство.

И трамвай, и пешеход – это участники движения с особым правовым статусом.

3. Очередность проезда ТС не должна оговариваться пунктами ПДД

Иными словами, случай, когда мы планируем применить это самое правило, не должен быть предусмотрен ПДД.

Возьмем конкретный пример: мы выезжаем с места стоянки вместе с другим автомобилем. Ситуация, не предусмотренная ПДД. В этом случае уступаем ему дорогу, ибо он для нас сейчас – помеха справа.

Выезд со стоянки и помеха справа. У встречного нет помехи справа, и у нас нет. Но это пока. А вот при начале движения у нас появится помеха справа, а у него нет. Следовательно, мы и уступаем.

А вот еще один случай — одновременное перестроение равнозначных субъектов. Первым перестроится мотоцикл, не имеющий в лице «легковушки» помехи справа. А вот водитель легкового автомобиля, напротив, вынужден констатировать помеху справа от мотоциклиста. Поэтому именно он и обязан предоставить преимущество мотоциклисту.

При одновременном перестроении водитель легкового автомобиля должен уступить, так как мотоциклист для него «помеха справа». Однако, если бы легковой автомобиль двигался прямо, то он бы имел преимущество, так как двигается без смены направления и мотоциклист должен его пропустить

Вопрос 2: Когда «помеха справа» не действует?

Теперь рассмотрим условия, когда «помеха справа» не действует. В принципе, этот вопрос уже был рассмотрен в предыдущем разделе «Условия применения правила «правой руки». Но там он решался с позиций позитива: когда применяется данное правило?. Теперь же нас интересует негатив.

1. Несоответствие статусов участников движения

Принцип «помехи справа» не работает, если изначально по своим статусам участники движения неравнозначны. Мы уже отмечали наиболее частые сочетания участников:

  1. пешеход и транспортное средство;
  2.  «рельсовый» трамвай и безрельсовый транспорт.

Здесь правило «правой руки» применяться не может.

2. Неравнозначность приоритетных позиций участников движения

Правило «правой руки» не будет работать в отношении участников, которые находятся на позициях с разным приоритетом (предписанных знаками, светофором или регулировщиком).

В этом случае правило «правой руки» не работает

Зададимся первым примером. Судя по рисунку, водители находятся в разных приоритетных позициях: один на главной дороге, другой на второстепенной. Поэтому между собой они не могут применять правило «правой руки», ибо всегда первым проедет тот, кто на главной дороге. Просто он в данный момент уже обладает преимуществом и обязан им воспользоваться.

В данном случае водитель легкового автомобиля должен уступить дорогу

Возьмем второй пример. Один участник движение следует по дороге, второй выезжает с АЗС (или двора). Их «конфликт» нельзя решить по принципу «помехи справа», ибо, согласно ПДД, выезжающий с прилегающей территории обязан уступать дорогу всем.

В этом случае автобус должен проехать первым, несмотря на то, что у него помеха справа

Озадачимся третьим случаем. Один участник двигается под основной зеленый сигнал светофора, а второй на дополнительную секцию светофора, но на основной красный (или любой иной запрещающий). Изначально их позиции неравнозначны, ибо двигающийся на дополнительную секцию при основном запрещающем должен предварительно пропустить всех тех, кто выезжает на основной разрешающий сигнал светофора.

Интересный случай с очередностью проезда и неправильной трактовкой правила «правой руки» произошел в мае 2015 года в Набережных Челнах.
Водители С. Иванов и Н. Морозов двигались в попутном направлении и производили поворот с проспекта Чулман на проспект Яшьлек. Обе машины ехали параллельно и поворот осуществлялся через разрыв в разделительной полосе. Автомобиль С.

Иванова находился левее относительно машины Н. Морозова. В процессе выезда на проспект произошло столкновение и виновным, по мнению инспектора ГИБДД, оказался Иванов, так как он не пропустил авто справа, двигавшееся в попутном направлении, вследствие чего Иванов и был оштрафован на 500 рублей.

На беду гаишника гражданин Иванов оказался настырным товарищем и обжаловал решение инспектора в городском и республиканском суде, которые встали на сторону инспектора. В конечном счете он дошел до Верховного суда, который встал на сторону водителя и отменил решения нижестоящих судов. Свое решение Верховный Суд объяснил тем, что при повороте налево Н.

Иванов заблаговременно занял крайнее левое положение на проезжей части и поэтому правило «помеха справа» в данных обстоятельствах неприменимо.

Есть и прочие случаи, когда указанное правило не действует (например, при начале движения или движении задним ходом предварительно следует уступить дорогу иным участникам движения).

«Помеха справа» при проезде перекрестков

Хотя это будет и не совсем корректно, но правило «правой руки» имеет прикладное значение – его можно применять при проезде перекрестков. И хотя ПДД (раздел 13) достаточно четко регламентируют правила проезда перекрестков, — их все же можно значительно упростить, применив это самое универсальное правило «правой руки».

Сформулировать этот принцип можно так: при абсолютно равных возможностях мы разъезжаемся с другими ТС, применяя правило «правой руки».

Сложности с применением этого правила на перекрестке сопряжено с динамичностью событий. Возьмем пример на рисунке. В настоящий момент ни один водитель не имеет помехи справа. Но вот мы начали движение, въезжая на перекресток.

Совершая поворот налево, мотоциклист от нас получает помеху справа. Он останавливается и пропускает нас.

У встречного мотоциклиста в момент начала поворота мы оказываемся в качестве «помехи справа». Это означает, что наш оппонент должен пропустить нас и уж только потом проследовать в нужном ему направлении.

Однако при проезде перекрестка важно помнить случаи, когда нельзя применять правило «правой руки». Это случаи четкой регламентации очередности движения.

1. «Конфликт» с трамваем

Трамвай должен проехать первым, у него приоритет, только потому что это трамвай

Правило «правой руки» не работает в отношении трамваев. В «чистом» виде они по отношению к нам пользуются приоритетом.

2. Изначальная неравнозначность позиций

Если участники движения изначально находятся на направлениях разной приоритетности (кто-то на главной, кто-то на второстепенной), то их отношения не будут решаться с применением принципа «помехи справа».

3. Движение по дополнительной секции светофора (на основной запрещающий сигнал)

Этот аспект мы уже рассмотрели ранее.

Подведем общий итог (заключение)

Универсальное правило «правой руки» (или «помеха справа») – это общепризнанный способ решения вопросов о преимуществе движения, когда отсутствуют три основные критерии приоритетности – знаки приоритета, светофор, регулировщик.

«Помеха справа» означает, что водитель должен пропустить, дать возможность проехать, уважать преимущество того водителя, чье транспортное средство приблизилось к нему справа.

Правило «правой руки» работает исключительно в отношении равностатусных и равноприоритетных участников дорожного движения.

Источник: http://AvtoMotoProf.ru/zakon-i-voditel/chto-oznachaet-v-pdd-pomeha-sprava/

Юрист и Закон
Добавить комментарий