Оспаривание ненормативного акта налогового органа. Обжалование актов налоговых органов

Досудебное обжалование ненормативных актов ИФНС

Оспаривание ненормативного акта налогового органа. Обжалование актов налоговых органов

Источник: журнал «Главбух»

Действия или бездействие должностных лиц налоговой инспекции могут быть оспорены в суде. Но судьи не примут исковое заявление, если не соблюден досудебный порядок. Жалоба в вышестоящую инспекцию может быть подана в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (письмо Минфина России от 17 января 2014 г. № 03-02-08/1243).

Когда обязательно досудебное обжалование

Законодательством установлена обязательное досудебное обжалование ненормативных актов налоговой инспекции, а также действий или бездействия ее должностных лиц (п. 2 ст. 138 Налогового кодекса РФ). В досудебном порядке нужно обжаловать:

  • любой ненормативный акт, который вынесли налоговики в отношении предприятия при взыскании недоимки, пеней или штрафов (решение, требование, постановление и др.);
  • любые действия или бездействие должностных лиц в связи с выполнением ими своих обязанностей.

Эта норма не распространяется:

  • на ненормативные акты, принятые вышестоящей налоговой инспекцией по итогам рассмотрения жалоб, в том числе апелляционных;
  • на ненормативные акты ФНС России и действия (бездействие) ее должностных лиц.

Они могут быть сразу обжалованы в суде.

Законодательство не дает определения, что является ненормативным правовым актом. В соответствии с общепринятым понятием под ним подразумевается односторонний правовой акт индивидуального характера, изданный соответствующим органом власти в частности налоговой инспекцией.

Он должен содержать властные предписания, обязательные для исполнения конкретным лицом (предприятием). Он принимается в целях урегулирования конкретного отношения, и его действие исчерпывается его исполнением.

В отличие от нормативного акта ненормативный не содержит правовых норм и не требует неоднократного исполнения.

Какие решения ИФНС можно обжаловать

Если предприятие не согласно с выводами инспектора, изложенными в акте выездной или камеральной проверки, и желает их оспорить, оно должно соблюсти порядок досудебного урегулирования и сначала направить возражения в налоговую инспекцию. Для этого в течение одного месяца со дня получения акта в ИФНС нужно представить письменные возражения (п. 6 ст. 100 Налогового кодекса РФ).

Если такая жалоба будет подана, то впоследствии предприятие имеет право обжаловать решение, которое будет принято на основании этого акта, в вышестоящем органе, а после этого в суде ( п. 1–2 ст. 138 Налогового кодекса РФ). Конечно, если будет с ним не согласно.

Обжаловать можно не только решения по итогам налоговых проверок. В суд не примут исковые заявления, если компания пропустила обжалование ненормативных актов другого вида:

  • решения налоговиков о взыскании задолженности в бюджет за счет денежных средств (п. 2, 9–11 ст. 46 Налогового кодекса РФ);
  • поручения банку на списание недоимки (пеней, штрафов) со счетов и перечисление ее в бюджет (п. 2, 4 ст. 46 Налогового кодекса РФ);
  • постановления о взыскании недоимки (пеней, штрафов) за счет имущества предприятия (п. 1, 8 ст. 47 Налогового кодекса РФ);
  • решения о приостановлении операций по счетам в банке (п. 2, 2.1, 3 ст. 76 Налогового кодекса РФ);
  • постановления о наложении ареста на имущество организации ( п. 6 ст. 77 Налогового кодекса РФ);
  • содержания справки о состоянии расчетов по налогам, пеням, штрафам (подп. 10, 10.1 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса РФ);
  • неправильно составленного акта сверки расчетов с бюджетом.

Когда можно обжаловать действия должностных лиц

Таким же образом, соблюдая досудебный порядок урегулирования спора, предприятия теперь должны обжаловать и действия или бездействие должностных лиц налоговой инспекции. Согласно положениям Налогового кодекса РФ (ст. 33), налоговики обязаны действовать в строгом соответствии с законодательством.

Действием должностных лиц налоговых органов является их властное волеизъявление, которое не облечено в форму ненормативного акта. И если оно повлекло нарушение прав и свобод или создало препятствия к их исполнению, то предприятие должно подать жалобу, если собирается это действие оспаривать в суде.

Бездействием считается неисполнение чиновником обязанности, возложенной на него должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами и т. д. (п. 1 постановления Пленума Верховного суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2). В частности, предварительно нужно обжаловать:

  • несвоевременное направление (ненаправление) в адрес предприятия информации о состоянии его расчетов с бюджетом и наличии задолженности по налогам (подп. 10, 10.1 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса РФ);
  • незаконное применение обеспечительных мер, например, если налоговики приостановили операции по банковским счетам предприятия или наложили арест на его имущество до вынесения решения о взыскании задолженности по налогам;
  • принятие обеспечительных мер (приостановление операций по счетам в банке, арест имущества налогоплательщика) после того, как суд запретил исполнение решения о взыскании недоимки, пеней, штрафов;
  • несвоевременную отмену приостановления операций по банковским счетам, ареста имущества организации.

Решение по жалобе на действия или бездействие должностных лиц принимается налоговой инспекцией в течение 15 рабочих дней со дня ее получения (п. 6 ст. 140 Налогового кодекса РФ).

Срок рассмотрения может быть продлен, но не более чем на 15 дней. В случае если решение по жалобе налоговики в установленные сроки не приняли, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в суде.

Также там могут быть обжалованы и решения вышестоящей инспекции.

Каким образом составить жалобу в вышестоящую ИФНС

В Налоговом кодексе РФ содержатся определения понятий «жалоба» и «апелляционная жалоба» ( п. 1 ст. 138 Налогового кодекса РФ).

Жалобой признается обращение предприятия в налоговую инспекцию, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов ненормативного характера, принятых чиновниками, действий или бездействия должностных лиц. Она подается, если, по мнению предприятия, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц нарушают его права (п. 1 ст. 138 Налогового кодекса РФ).

Апелляционная жалоба отличается тем, что ее предметом является обжалование не вступившего в силу решения налоговиков о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного в соответствии со статьей 101 Налогового кодекса РФ. Форма и содержание жалобы, в том числе апелляционной, установлены в статье 139.2 Налогового кодекса РФ. В частности, жалоба должна быть подана в письменной форме и подписана либо заявителем, либо его представителем В жалобе указываются:

  • наименование и адрес организации, ее подающей;
  • обжалуемые акт налоговой инспекции, действия или бездействие ее должностных лиц;
  • наименование инспекции, чей акт или действия должностных лиц которой оспариваются;
  • основания, по которым предприятие, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
  • требования лица, подающего жалобу.

При обжаловании конкретных действий (бездействия) должностных лиц в жалобе желательно указать правовые нормы, которые были нарушены.

Если впоследствии придется обращаться за защитой своих прав в суд, то, согласно пункту 4 части 1 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в подаваемом заявлении должны быть перечислены законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствует оспариваемый акт, решение или действие (бездействие). Кроме того, в нем надо разъяснить, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца ( п. 4 ч. 2 ст.131 Гражданского процессуального кодекса РФ).

В жалобе также могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения. В случае подачи жалобы уполномоченным представителем лица к ней прилагаются документы, подтверждающие его полномочия.

К жалобе могут быть приложены и другие подтверждающие документы.

Как жалоба в вышестоящую ИФНС подается и рассматривается

Вначале жалоба направляется в вышестоящую инспекцию, а затем – по результатам рассмотрения – в арбитражный суд. Повторимся, что данное правило не применимо в отношении действий или бездействия должностных лиц ФНС России, которые сразу обжалуются в судебном порядке ( п. 2 ст. 138 Налогового кодекса РФ).

Жалоба подается через ту инспекцию, ненормативные акты или действия (бездействие) должностных лиц которой обжалуются (п. 1, 2 ст.139 Налогового кодекса РФ). Налоговая в свою очередь в течение трех дней направляет поданные документы в вышестоящую инспекцию.

Подать жалобу можно в течение одного года со дня, когда предприятие узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. В случае пропуска этого срока по уважительной причине он может быть восстановлен вышестоящей инспекцией.

В вышестоящей инспекции жалоба рассматривается без участия заявителя.

Налоговики вправе отказать в рассмотрении жалобы, если (п. 1 ст. 139.3 Налогового кодекса РФ):

  • нет подписи или не приложена доверенность на представителя, ее подписавшего;
  • пропущен срок подачи, а в жалобе нет ходатайства о его восстановлении (или в нем отказано);
  • до принятия решения она отозвана полностью или частично;
  • ранее уже рассматривалась жалоба по тем же основаниям.

Решение об отказе принимается в течение пяти рабочих дней. О чем предприятию сообщается письменно в течение трех рабочих дней со дня его принятия (п. 2 ст. 139.3 Налогового кодекса РФ).

При судебном обжаловании ненормативных актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц заявление в суд может быть подано в течение трех месяцев с момента, когда предприятие получило (или должно было получить) решение вышестоящего налогового органа, вынесенное по его жалобе.

М. Сотникова,
налоговый консультант

Источник: //otchetonline.ru/art/buh/47019-dosudebnoe-obzhalovanie-nenormativnyh-aktov-ifns.html

Оспаривание ненормативного акта налогового органа. Обжалование актов налоговых органов

Оспаривание ненормативного акта налогового органа. Обжалование актов налоговых органов

С 1 января 2014 года начал действовать обязательный досудебный порядок обжалования любых ненормативных актов налоговых органов, а также действий или бездействия их должностных лиц.

То есть если налогоплательщик полагает, что контролеры, например, неправомерно доначислили налоги в ходе проверки, незаконно затребовали документы, заблокировали счет в банке или отказали в приеме отчетности, до обращения в суд за защитой своих прав он должен совершить ряд действий по урегулированию спорной ситуации внутри налоговой службы. Как это сделать, подробно прописано в гл. 19 НК РФ, обновленной Федеральным законом от 02.07.2013 № 153-ФЗ (далее – Федеральный закон № 153-ФЗ). Положения данной главы обязательны для применения всеми налогоплательщиками, в том числе находящимися на специальных налоговых режимах. О правилах обжалования ненормативных актов налоговиков, а также их действий (бездействия) расскажем в статье.

Фнс о преимуществах досудебного обжалования

Налоговое ведомство считает, что тотальное досудебное урегулирование налоговых споров пойдет на пользу как проверяемым, так и проверяющим.

Это, по его мнению, предоставляет налогоплательщикам благоприятные условия для разрешения конфликтных ситуаций без обращения в суд (что снижает нагрузку на судебную систему), а также способствует повышению качества работы налоговых органов.

Чиновники ФНС на своем официальном сайте, в печатных и телевизионных СМИ неоднократно указывали на преимущества претензионного порядка урегулирования налоговых споров. Этот порядок менее формализован, нежели арбитражное судопроизводство, более понятен и доступен налогоплательщикам, поскольку не требует наличия специальных юридических знаний.

Данный метод отстаивания прав и законных интересов менее затратный по сравнению с судебным. Вышестоящий налоговый орган (ВНО) рассматривает жалобы налогоплательщиков совершенно бесплатно, а для обращения в суд требуется уплата госпошлины.

Можно сэкономить и на расходах по оплате услуг профессиональных юристов, представляющих интересы заявителя в суде, тем более что рассмотрение иска не ограничивается одним-двумя судебными заседаниями.

Как правило, судебный процесс продолжается в течение нескольких месяцев (а то и лет), да и сложно предугадать заранее момент его завершения.

В случае же применения досудебного порядка обжалования такой неопределенности нет: ВНО разрешит налоговый спор максимум за два месяца (разумеется, при соблюдении процессуальных сроков, установленных НК РФ). Кроме того, на время рассмотрения апелляционной жалобы решения ИФНС по налоговым проверкам не вступают в силу, принудительное взыскание доначисленных сумм не производится.

Правовые нормы, регламентирующие порядок досудебного рассмотрения споров между налоговыми органами и налогоплательщиками, начали действовать с 2011 года и, как показала практика, не были идеальны. В связи с этим назрела объективная необходимость совершенствования названного порядка. Поправки, внесенные в гл.

19, 20 НК РФ Федеральным законом № 153-ФЗ, устранили существовавшие ранее противоречия и пробелы в правовом регулировании претензионного механизма разрешения налоговых споров. Нововведения направлены на упрощение обжалования ненормативных актов контролеров.

По мнению ФНС, это позволит расширить возможности налогоплательщиков по реализации прав на защиту своих интересов.

Ненормативный правовой акт – что это такое?

Согласно ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Если для определенной категории споров законодательством установлен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования, спор передается на разрешение арбитражного суда только после соблюдения такого порядка.

С 2014 года благодаря Федеральному закону № 153-ФЗ досудебный порядок урегулирования споров распространяется на все без исключения ненормативные правовые акты налоговиков. Что же подразумевается по этим понятием? Налоговый кодекс ответ на этот вопрос не дает, поэтому обратимся к судебной практике и разъяснениям налоговиков.

Под актом ненормативного характера, который может быть оспорен путем предъявления требования о признании его недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.

), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретногоналогоплательщика. Такое определение ненормативного правового акта содержится в Постановлении Пленума ВАС РФ от 28.02.

2001 № 5

Источник: //www.auturs.ru/the-transport-tax/challenging-the-nonnormative-act-of-the-tax-authority-appeal-of-acts-of-tax-authorities.html

Жалоба на решение налогового органа

Оспаривание ненормативного акта налогового органа. Обжалование актов налоговых органов

Существуют две процедуры обжалования ненормативный акт налогового органа (решение налогового органа) по результатам налоговой проверки, и обе процедуры регулируются совершенно разными нормами права. Причем если досудебное урегулирование в силу п. 2 ст.

138 Налогового кодекса РФ носит обязательный характер, то оспаривание акта налоговой проверки – скорее добровольное дело каждого (п. 6 ст. 100 Налогового кодекса РФ).

Иными словами, налогоплательщик, не согласный с результатами выездной или камеральной проверки, вправе, не подавая возражения на акт, сразу направить жалобу на решение налогового органа по результатам налоговой проверки.

В данной статье поговорим о досудебном урегулировании налогового спора и о способах защиты налогоплательщиками своих прав и интересов, в частности, путем обжалования акта налоговой проверки, о правилах и сроках подачи жалобы на решение налогового органа.

Акт и решение налогового органа – досудебное обжалование

Хочется напомнить, что в главах 19 и 20 Налогового кодекса РФ закреплен обязательный досудебный порядок урегулирования любых налоговых споров.

Это означает, что обжаловать в суд решение по результатам налоговой проверки или другой документ, действия и бездействие налоговиков можно только после обращения с жалобой в вышестоящий налоговый орган.

Так же о порядке обжалования актов налогового органа читайте в статье: «Налоговые споры».

Итак, с чего же начинается досудебное обжалование? Досудебное урегулирование налогового спора начинается с момента вручения проверяемому лицу решения налогового органа о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решение налогового органа в течение пяти дней со дня его вынесения должно быть вручено проверяемому лицу под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате его получения этим лицом (его представителем) (см. п. 9 ст. 101 Налогового кодекса РФ). Согласно п. 4 ст.

31 Налогового кодекса РФ такой документ вручается налогоплательщику или его представителю одним из трех способов:

  • лично под расписку;
  • по почте заказным письмом;
  • в электронной форме по ТКС.

Важно! Указанные правила не распространяются на документы, порядок передачи которых прямо предусмотрен Налоговым кодексом РФ, в том числе и на решения, вынесенные налоговыми органами по результатам выездных и камеральных проверок (см. Письмо ФНС России от 20 сентября 2013 года № АС-4-2/16981).

Подробнее об основаниях и сроках подачи возражений на акт налоговой проверки читайте в статье: «Обжалование решений налогового органа по результатам налоговой проверки».

Важно! Федеральным законом от 23.07.2013г. № 248-ФЗ внесены изменения в абз. 1 п. 6 ст. 100 Налогового кодекса РФ, согласно которому увеличен срок подачи возражений на акт налоговой проверки с 15 рабочих дней до одного месяца. Данные поправки начали действовать с 24 августа 2013 года (Подробнее о порядке подачи возражений на акт ВНП читайте в статье: «Возражения на акт выездной налоговой проверки: порядок подачи и сроки рассмотрения»).

Как подать жалобу на решение налогового органа

И апелляционная (п. 1 ст. 139.1 Налогового кодекса РФ), и обычная жалоба (п. 1 ст. 139 Налогового кодекса РФ) подается  в налоговый орган, вынесший оспариваемый ненормативный акт. Эта информация в силу п. 8 ст.

101 Налогового кодекса РФ должна быть указана в тексте решения о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности.

Инспекция, решение которой оспаривается, в течение трех дней со дня получения жалобы должна направить ее вместе со всеми материалами в высший налоговый орган – региональное управление.

Согласно п. 6 ст. 140 НК РФ срок на рассмотрение жалобы (апелляционной жалобы) начинается отсчитываться со дня ее поступления в вышестоящий налоговый орган, и не зависит от соблюдения либо несоблюдения налоговой инспекцией, вынесшей решение, трехдневного срока на передачу жалобы.

Согласно ст. 137 Налогового кодекса РФ каждый гражданин РФ имеет право на обжалование актов налоговых органов, которые нарушают его права и интересы. Сам процесс обжалования, помимо установленного законом порядка, включает в себя ряд важных моментов:

  • жалобу можно подавать, как вышестоящему должностному лицу налогового учреждения (обычная жалоба), так и непосредственно в суд (апелляционная жалоба), либо двух этих жалоб параллельно;
  • ИП или ООО подают жалобу в суд в виде искового заявления в арбитражный суд. Для простых физических лиц – в суд общей юрисдикции (районный суд);
  • с момента подачи жалобы до принятия решения по ней, заявитель не должен исполнять оспариваемый налоговый акт;
  • жалоба может быть подана в течение 90 календарных дней с момента правонарушения (указанный срок может быть продлен, при наличии уважительной причины); 
  • к жалобе могут быть приложены дополнительные документы, подтверждающие факт отсутствия налогового правонарушения;
  • по апелляционной жалобе решение принимается до момента вступления в силу обжалуемого акта;
  • если налоговый акт вступил в силу, то жалобу налогоплательщик может подать в течение 365 календарных дней;
  • жалоба оформляется налогоплательщиком лично, или его представителем и отправляется в нужный налоговый орган;
  • апелляционная жалоба оформляется на решение по налоговому акту, с которым не налогоплательщик не согласен.

Жалоба должна быть адресована органу, непосредственно принявшему решение по акту, и в течение трех суток она передается в вышестоящий налоговый орган на рассмотрение. Налогоплательщик вправе отозвать поданную жалобу, но до момента принятия решения по ней, при оформлении ещё одного заявления налогоплательщика.

Так, согласно статьям 138 и 139 Налогового кодекса РФ, гражданин может подать заявление на обжалование актов, приостановив тем самым их исполнение. Если акт, нарушающий Ваши права уже вступил в силу, Вы  можете обжаловать решение.

Для этого понадобиться подать апелляцию, которая будет рассмотрена вышестоящим органом.

Источник: //apgmag.com/zhaloba-na-reshenie-nalogovogo-organa-obzhalovanie-nenormativnyh-aktov-i-reshenij/

Юрист и Закон
Добавить комментарий