На какие сословия делилось русское общество. Какие бывают сословия

Сословие в России в 17 веке: краткая характеристика

На какие сословия делилось русское общество. Какие бывают сословия

Сословие в России в 17 веке – это социальная группа, обладавшая закрепленными за ней правами и обязанностями, которые передавались по наследству из поколения в поколение.

В рассматриваемое время в нашей стране произошло окончательное оформление социальной структуры общества благодаря политике правительства и принятию целого ряда постановлений, в частности, знаменитого Соборного Уложения, которое по сути зафиксировало устоявшуюся традиционную иерархию социальных слоев.

Бояре

Сословие в России в 17 веке очень часто называлось «чином», но означало не столько принадлежность к той или иной службе, а включенность в ту или иную социальную корпорацию.

В это время в нашей стране окончательно оформился бюрократический аппарат власти, в первую очередь боярская дума, земские соборы и приказы. Правом на службу в этих представительных органах обладало привилегированное сословие в России в 17 веке.

К последней категории относились светские и духовные феодалы.

Верхушкой общества считалось боярство.

Оно включало в себя несколько групп: представителей боковых ветвей династии Рюриковичей, перешедших на службу к московскому государю татарских, ордынских царевичей, а также знати из Молдавии и Валахии, старое московское боярство, а также приближенных удельных князей, правителей княжеств, которые в разное время были присоединены к Москве. Это привилегированное сословие в России в 17 веке обладало правом владеть вотчиной – потомственным земельным владением, передаваемым по наследству и правом владеть крепостными крестьянами. Особое место боярство занимало в думе при князе и царе. Именно они составляли основную управленческую верхушку в администрации. Видное значение имели окольничие – люди,которые сопровождали правителя в пути, принимали послов из иностранных государств, а также командовали полками, занимали должности воевод.

Привилегированные сословияЗависимые сословия
Бояре (окольничии, “дети боярские”)Крестьяне (черносошные, помещичьи, дворцовые)
Дворянство (стряпчие, городовые дворяне, стольники)Посадские люди (жители черных и белых слобод)
Духовенство (монахи, священники)Купцы (гости, простые торговцы)

Следующую ступень занимало дворянское сословие. Оно также делилось на разряды. Особым почетом пользовались дворяне московские: стряпчие, стольники. На втором месте располагались дворяне городовые – провинциальная знать.

Эти люди, так же как и бояре, имели право владеть земельным наделом и крепостными крестьянами, однако, в отличие от первых, это владение переходило по наследству только в том случае, если сын продолжал службу после отца.

Основные сословия России в 17 веке оформились именно в это столетие, когда сложившаяся в предшествующее время социальная структура получила законодательное оформление. Еще одной важной категорией были военные люди. Они делились на несколько разрядов: стрельцы, пушкари, кузнецы и казаки. Они считались зависимой категорией населения.

Городские жители

Данная группа также находилась в большой зависимости от государства. Дело в том, что она была основным поставщиком налогов в царскую казну, и поэтому правительство было особенно заинтересовано в том, чтобы прикрепить этих людей к их постоянному месту жительства.

Посадские люди были обложены так называемым тяглом, данью, и в случае побега или ухода какого-нибудь посадского человека его доля падала на остальных. Поэтому власть прикрепила население к постоянному месту жительства.

Однако многие нашли выход в том, что стали переходить в белые слободы, которые были освобождены от налогов, закладываясь за их владельцев и хозяев, теряя при этом личную свободу.

Характеристика сословий 17 века в России включает анализ положения основной массы населения страны. Речь идет о крестьянах, которые также не были однородной массой.

Они делились на черносошных (которые принадлежали государству или были лично свободными), помещичьих, которые находились в личной собственности землевладельцев, дворцовых, которые принадлежали царской семье.

Они несли разного рода повинности, в первую очередь барщину (натуральную отработку) и оброк (денежный или натуральный взнос в пользу помещика). Соборное Уложение ввело бессрочный сыск беглых крестьян, чем окончательно закрепило существование крепостного права в России.

Торговцы

Сословия 17 века в России, таблица которых представлена в данной статье, показывает, насколько большой степени дифференциации достигло российское общество. В отдельную группу относились купцы.

Среди них выделялись наиболее знатные и богатые гости, которые занимали видные посты в финансовом управлении и имели право владеть вотчинам и освобождались от налогов. Члены гостинной и суконной сотни также относились к привилегированной части торговцев.

Они имели право на самоуправление и их внутренними делами заведовали выборные головы и старшины. Остальная же часть купцов платила государству таможенные пошлины.

Духовенство

Схема сословий России в 17 веке показывает место каждой социальной группы в иерархии. Духовенство делилось на две части: черное и белое. К первой категории относились монахи.

Монастыри также владели землей с приписными крестьянами. Приходские священники имели семью, имущество, в их ведении находилось образование.

Итак, на основании вышесказанного можно сделать вывод, что в России в 17 столетии окончательно оформилось иерархическое феодальное общество.

Источник: https://FB.ru/article/250562/soslovie-v-rossii-v-veke-kratkaya-harakteristika

Сословия в российском обществе. Общество — Путеводитель по Москве

На какие сословия делилось русское общество. Какие бывают сословия

Для периода Русского государства характерно разделение сословий на «тяглые» (обязанные государству повинностями и податями) и «служилые» (обязанные службой).

Привилегированным классом являлась традиционная аристократия, бояре; низшие слои аристократии назывались дворянами и «детьми боярскими». К числу других служилых сословий относились стрельцы.

К тяглым сословиям в Московском царстве относились крестьяне и посадские люди.

Низший слой населения составляли несвободные холопы.

«Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его государевой комнате». 1893. Государственная Третьяковская галерея, Москва Андрей Петрович Рябушкин (1861–1904), Public Domain

  

Сословия в Российской империи — термин Свода законов Российской империи, описывающий несколько «разрядов» подданных, пользующихся особыми правами.

Образование сословий

В допетровской Руси сословий в западноевропейском смысле слова не было; даже само слово «сословие» появилось только в XVIII веке, вначале для обозначения коллегии, корпорации, и лишь затем было перенесено на корпоративно организованные группы людей.

Стройной системы сословий в Российской империи так и не образовалось, так что отдельные исследователи (М. Конфино) считают, что сословий западноевропейского типа в России вообще никогда не было.

Классификация в начале XX века

По состоянию на начало XX века проживающие в Российской империи разделялись на подданных и иностранцев.

Подданные в свою очередь делились на:

  • природных подданных,
  • инородцев,
  • финляндских обывателей.

В свою очередь природные подданные, жители Финляндии, а также некоторые из инородцев разделялись на сословные группы. У столь сложного деления было много разнообразных причин:

  • широкая местная автономия Великого княжества Финляндского, приводившая к тому, что его уроженцы пользовались особыми личными правами,
  • «особый порядок управления» инородцами, как западными (евреями), так и восточными,
  • остатки попыток в XVIII веке привить к русской жизни начала западноевропейского сословного строя.

Согласно общим положениям в начале IX тома Свода законов все природные обыватели России предполагались разделёнными на четыре главных группы людей (статья 2):

  1. дворяне,
  2. духовенство,
  3. городские обыватели,
  4. сельские обыватели.

Свод законов называл эти группы сословиями (статья 4), но комментаторы отмечали, что это название было весьма условным. Во-первых, большинство из этих главных групп людей не составляли одного целого. Например:

  • дворянство делилось на потомственное и личное, имевшие между собой мало общего
  • духовенство разделялось по исповеданиям
  • городское сословие распадалось на пять различных «состояний» (статья 503):
    • почётные граждане (личные и потомственные)
    • гильдейское купечество, местноe и иногороднеe
    • мещане или посадские
    • ремесленники или цеховые
    • рабочие люди.

Во-вторых, некоторые из этих состояний не только не наследовались, но даже не были пожизненными. Так, правами купечества лица пользовались лишь при условии уплаты гильдейских пошлин, а вместе с тем после их уплаты любой мог приобрести все права купечества.

Так же и духовенство не образовывало на практике особого сословия: дети священнослужителей и церковнослужителей причислялись к почётному гражданству, а духовные лица, сложившие с себя сан, возвращались в первоначальное своё состояние.

Кроме того, лицо, носящее духовный сан, могло одновременно принадлежать и к дворянству. Тем самым особые права духовенства на практике не были сословными правами, а просто преимуществами, присвоенными духовному сану.

Цеховые и рабочие люди также реально не были особым сословием, так как им законодательство не присваивало никаких особых личных прав (какие были, например, присвоены почётным гражданам и купцам).

Казачество

Закон называл казачество «казачьим сословием», «казачьим состоянием», «казачьим званием», и «казачьим населением» (иногда в тексте одного и того же закона).

Комментаторы-юристы объясняли это тем, что казак — это лицо другого (обычно крестьянского) сословия, носящее постоянное военное звание и потому с гражданской точки зрения казаки составляют группы внутри сословий, в основном, внутри крестьянского сословия, а с военной — воинское звание.

Но в работах, посвященных непосредственно казачеству (исторических, статистических), говорится о существовании отдельного сословия казаков как об абстракции, необходимой для понимания исторических и экономических процессов.

В наше время поэтому иногда пишут, что раз крестьяне обычно рассматривались как податное сословие (платили подушную подать) Российского государства (наряду с мещанством), а казаки и несущие казачью службу инородцы (башкиры, калмыки, буряты и т. д.) подушной подати не платили, то казачество было отдельным сословием и с юридической точки зрения и относилось к неподатным сословиям (как и дворянство).

Реформы Александра II

После реформ Александра II, по мнению Н. М. Коркунова, эффективно сословные различия сохранились только в существовании одного привилегированного сословия: дворянства. Тем самым, русское законодательство того времени о правах состояния, состояло в противоречии с фактическими условиями жизни; не редкость была встретить человека, который не знал, к какому сословию он принадлежал.

Источник: https://moscow.drugiegoroda.ru/11892-sosloviya-v-rossijskom-obshhestve/

Сословия в Российской империи

На какие сословия делилось русское общество. Какие бывают сословия

 .(Историческая справка).  

Население государства может состоять или из различных этнографических групп, или из одной нации, но в любом случае состоит из разных общественных союзов (классов, сословий).

 
Сословие – социальная группа, которая занимает определенное положение в иерархической структуре общества в соответствии со своими правами, обязанностями и привилегиями, закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству.

В России а начале XX в. продолжает действовать Свод законов Российской империи, определявший положения сословий. Закон различал

четыре главных сословия:
дворянство,духовенство,городское население,

сельское население.

Городское население в свою очередь делилось на пять групп:почётные граждане,купцы,цеховые мастера,мещане,

мелкие собственники и рабочие люди,

т.е. работавшие по наймуВ результате сословного деления общество представляло собой пирамиду, в основании которой стояли широкие социальные слои, а во главе находился высший руководящий слой общества – дворянство.

Дворянство.

На протяжении XVIII в. идет процесс усиления роли дворянства как господствующего сословия. Серьезные изменения происходили в самой структуре дворянского сословия, его самоорганизации и правовом статусе. Эти изменения проходили по нескольким направлениям.

Первое из них заключалось во внутренней консолидации дворянского сословия, постепенном стирании различий между существовавшими ранее основными группами служилых людей “по-отечеству” (бояр, дворян московских, дворян городовых, детей боярских, жильцов и т.д.). В этом отношении велика была роль Указа о единонаследии 1714 г.

, устранившего различия между вотчинами и поместьями и, соответственно, между категориями дворянства, владевшими землей на вотчинном и поместном праве. После этого указа все дворяне-землевладельцы имели земли на основе единого права – недвижимой собственности.

Велика также была роль Табели о рангах (1722 г.

) окончательно устранившем (по крайней мере в юридическом плане) последние остатки местничества (назначения на должности “по отечеству”, т.е. знатности рода и прошлой службе предков) и

установившему для всех дворян обязанность начинать службу с низших чинов 14 класса (прапорщика, корнета, гардемарина) в военной и морской службе, коллежского регистратора – в гражданской службе и последовательного продвижения по служебной лестнице в зависимости от своих заслуг, способностей и преданности государю.

Следует признать, что эта служба была действительно тяжела. Иной раз дворянин на протяжении большей части своей жизни не бывал в своих имениях, т.к. находился беспрерывно в походах или служил в дальних гарнизонах. Но уже правительство Анны Ивановны в 1736 г. ограничивает срок службы 25 годами.
Петр III Указом о вольностях дворянских 1762 г.

отменил для дворян обязательную службу. Значительное число дворян покинуло службу, вышло в отставку и осело в своих имениях. Одновременно дворянство было освобождено от телесных наказаний. Екатерина II при своем воцарении в том же году подтвердила эти дворянские вольности.

Отмена обязательности дворянской службы стала возможной в связи и с тем, что ко второй половине XVIII в. основные внешнеполитические задачи (выход к морю, освоение Юга России и т.д.) были уже решены и больше не требовалось крайнего напряжения сил общества.

Проводится ряд мероприятий, направленных на дальнейшее расширение и подтверждение дворянских привилегий и усиление административного контроля за крестьянами. Наиболее важные из них – Учреждение для управления губерний 1775 г. и Жалованная грамота дворянству 1785 г.

К началу 20 века дворянство продолжало быть господствующим классом, самым сплочённым, самым образованным и наиболее привыкшим к политической власти.

Первая русская революция дала толчок к дальнейшему политическому объединению дворянства. В 1906 г.

на всероссийском съезде уполномоченных дворянских обществ был создан центральный орган этих обществ – Совет объединённого дворянства. Он оказывал заметное влияние на правительственную политику.

Духовенство.

Следующим после дворянства привилегированным сословием являлось духовенство, которое подразделялось на белое (приходское) и черное (монашество). Оно пользовалось определенными сословными привилегиями: духовенство и его дети освобождались от подушной подати; рекрутской повинности; подлежали церковному суду по каноническому праву (за исключением дел “по слову и делу государеву”).  Подчинение православной церкви государству являлось исторической традицией, коренившейся в ее византийской истории, где главой церкви являлся император. Опираясь на эти традиции, Петр 1 после смерти патриарха Адриана в 1700 г. не разрешил выборы нового патриарха, а сначала назначил рязанского архиепископа Стефана Яворского местоблюстителем патриаршего престола с гораздо меньшим объемом церковной власти, а затем с созданием государственных коллегий, в их числе была образована Духовная коллегия в составе президента, двух вице-президентов, четырех советников и четырех асессоров для управления церковными делами.  

В 1721 г. Духовная коллегия была переименована в Святейший правительствующий Синод. Для наблюдения за делами Синода был назначен светский чиновник – обер-прокурор Синода, подчиненный Генерал-прокурору.
Синоду были подчинены архиереи, возглавлявшие церковные округа – епархии.

После создания Синода, земли вновь были  возвращены церкви и  церковь обязали содержать из своих доходов часть школ, больниц и богаделен.

Секуляризация церковных имуществ была завершена Екатериной II. Указом 1764 г. церковь  стала финансироваться из казны. Ее деятельность регулировалась Духовным регламентом 1721 года. 

Реформы церковного управления были проведены не только в православной церкви, но и в мусульманской.

Для управления мусульманским духовенством в 1782 г. был учрежден Муфтиат. Глава всех мусульман Российской империи – муфтий избирался советом высших мусульманских священников и утверждался в этой должности императрицей. В 1788 г.

в Оренбурге учреждается Мусульманское духовное управление (позже переведенное в Уфу), возглавлявшееся муфтием.

Городское населени.

Посадское, т.е. городское торгово-ремесленное население составляло особое сословие, которое в отличие от дворянства и духовенства не было привилегированным.

На него распространялось “государево тягло” и все налоги и повинности, в том числе рекрутская повинность, оно подлежало телесным наказаниям.

Городское население в первой половине XIX в.

делилось на пять групп: почётные граждане, купцы, цеховые мастера, мещане, мелкие собственники и рабочие люди, т.е. работавшие по найму.

Особая группа именитых граждан, к которой относились крупные капиталисты, владевшие капиталом свыше 50 тыс. руб. оптовые торговцы, владельцы кораблей с 1807 г. назывались первостатейным купечеством, а с 1832 г. – почётными гражданами.

Мещанство – основное городское податное сословие в Российской империи – берет начало от посадских Московской Руси, объединенных в черные сотни и слободы.  

Мещане были приписаны к своим городским обществам, покидать которые могли только по временным паспортам, а перечислять в другие – с разрешения властей.

 Они платили подушную подать, подлежали рекрутской повинности и телесному наказанию, не имели права поступать на государственную службу, а при поступлении на военную службу не пользовались правами вольноопределяющихся. Для мещан была разрешена мелочная торговля, различные промыслы, работа по найму.

Для занятий ремеслом и торговлей они должны были записываться в цехи и гильдии. Организация мещанского сословия была окончательно установлена в 1785 г. В каждом городе они образовывали мещанское общество, избирали мещанские управы или мещанских старост и их помощников (управы введены с 1870 г.) . В середине XIX в.

мещане освобождаются от телесного наказания, с 1866 г. – от подушной подати. Принадлежность к мещанскому сословию была наследственной.

 Запись в мещане была открыта для лиц, обязанных избирать род жизни, для государственных (после отмены крепостного права – для всех) крестьян, но для последних – лишь при увольнении из общества и разрешения властей Мещанин не только не стеснялся своего сословия, но даже гордился им…
Слово “Мещанин” – происходит от польского слова “място” – город.

Купцы.
Купечество делилось на 3 гильдии: – первая гильдия купцы с капиталом от 10 до 50 тыс. руб.; вторая -от 5 до 10 тыс. руб.; третья-от 1 до 5 тыс. руб.

Почётные граждане подразделялись на потомственных и личных.

 

Звание потомственного почётного гражданина присваивалось крупной буржуазии, детям личных дворян, священников и дьяков, художникам, агрономам, артистам имперских театров и т.д.

Звание личного почётного гражданина присваивалось лицам, которые были усыновлены потомственными дворянами и почётными гражданами, а также окончившие технические училища, учительские семинарии и артистам частных театров. Почётные граждане пользовались рядом привилегий: они освобождались от личных повинностей, от телесных наказаний и т.д.

Крестьянство.

Крестьянство, которое в России составляло свыше 80 % населения, своим трудом практически обеспечивало само существование общества.

Именно оно платило львиную долю подушной подати и иных налогов и сборов, которые обеспечивали содержание армии, флота, строительство Петербурга, новых городов, уральской промышленности и т.д.

Именно крестьяне как рекруты составляли основную массу вооруженных сил. Они же осваивали новые земли.

Крестьяне составляли основную массу населения, они подразделялись на:

помещичьих, государственных посессионных и удельных принадлежащих царской фамилии.

В соответствии с новыми законами 1861 года крепостное право помещиков на крестьян отменялось навсегда и крестьяне объявлялись свободными сельскими обывателями с наделением их гражданскими правами.

Крестьяне должны были платить подушную подать, другие налоги и сборы, давали рекрутов, могли быть подвергнуты телесным наказаниям.

Земля на которой работали крестьяне принадлежала помещикам и пока крестьяне не выкупали её они назывались временнообязанные и несли в пользу помещиков различные повинности.

Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне каждого села объединялись в сельские общества. В целях управления и суда несколько сельских обществ образовывали волость. В сёлах и волостях крестьянам было предоставлено самоуправление.

В ОСНОВНОМ ТЕКСТЕ МАТЕРИАЛА ОТСУТСТВОВАЛО КАЗАЧЕСТВО КАК ВОЕННОЕ СОСЛОВИЕ

ВОСПОЛНЯЮ ЭТОТ ПРОБЕЛ СВОЕЙ МОДЕРАТОРСКОЙ ВСТАВКОЙ

военное сословие в России в XVIII — начале XX вв. В XIV—XVII вв. вольные люди, работавшие по найму, лица, нёсшие военную службу в пограничных районах (городовые и сторожевые казаки); в XV—XVI вв. за границами России и Польско-Литовского государства (на Днепре, Дону, Волге, Урале, Тереке) возникали самоуправляющиеся общины так называемых вольных казаков (главным образом из беглых крестьян), которые являлись главной движущей силой восстаний на Украине XVI—XVII вв. и в России XVII—XVIII вв. Правительство стремилось использовать казаков для охраны границ, в войнах и т. д. и в XVIII в. подчинило его, превратив в привилегированное военное сословие. В начале XX в. существовало 11 казачьих войск (Донское, Кубанское, Оренбургское, Забайкальское, Терское, Сибирское, Уральское, Астраханское, Семиреченское, Амурское и Уссурийское). В 1916 казачье население свыше 4,4 млн. человек, свыше 53 млн. десятин земли. В 1-ю мировую войну выставило около 300 тыс. человек

К середине 19 века в городах кроме купцов, заводчиков, банкиров появилась новая интеллигенция (архитекторы, художники, музыканты, врачи, ученые, инженеры, преподаватели и т.д.). Предпринимательством стало заниматься и дворянство.

Крестьянская реформа открыла дорогу развитию рыночных отношений в стране. Значительную часть предпринимательства составляло купечество. Промышленный переворот в России в конце XIX в. превратил предпринимателей в значительную экономическую силу страны. Под мощным напором рынка  сословия и сословные привилегии постепенно утрачивают своё былое значение….

Временное Правительство своим Декретом от 3 марта 1917 года отменило все сословные, вероисповедальные и национальные ограничения.

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

1

Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Источник: https://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43368587270

Юрист и Закон
Добавить комментарий