Как определить авторскую позицию

Тема, проблематика, идея и авторская позиция

Как определить авторскую позицию

  • Тема — общее содержание произведения; то, ЧТО в нём изображается.
  • Идея — основная мысль произведения; то, КАК автор относится к изображаемому.
  • Проблематика — комплекс тех проблем (вопросов), которые поставлены автором в его произведении.
  • Авторская позиция — отношение автора к событиям, происходящим в литературном произведении.

Тема, идея и проблема — это основа содержания литературного произведения.

Тема

В каждом литературном произведении мы можем выявить и обозначить главную тему.

Тема «Капитанской дочки» Александра Сергеевича Пушкина — восстание крестьян, которое возглавлял Емельян Пугачёв.

При этом важно понимать, что параллельно с основной темой может разворачиваться и ряд второстепенных.

Среди второстепенных тем в той же «Капитанской дочке» мы можем назвать, в частности, взаимоотношения между представителями высшего сословия (Пётр Гринёв) и крепостными (Савельич).

И если главная тема обычно одна, то второстепенных может быть сколько угодно.

Проблематика

Каждая тема в литературном произведении предполагает соответствующую проблему, то есть вопрос, который автор ставит перед собой и читателем. И ответом на этот вопрос для автора станет всё произведение в целом.

Проблема воспитания в комедии «Недоросль» Фонвизина решается осмеянием невежества и торжеством образованности.

Проблематика может быть:

  • нравственной;
  • психологической;
  • социальной;
  • философской.

Важно также помнить, что эти проблемы не являются взаимоисключающими: они все могут сочетаться в проблематике отдельно взятого литературного произведения.

Роман Достоевского «Преступление и наказание» включает все указанные разновидности проблем:

  • анравственная (возможность причинить вред одному ради блага многих);
  • психологическая (выбор человеком своего пути);
  • всоциальная (противопоставление нищих и богачей);
  • философская (добро и зло, вера и отрицание).

При этом мы можем говорить о главенстве философской проблематики в этом романе, ведь, по сути дела, главные вопросы «Преступления и наказания» относятся именно к сфере философии.

Идея

Поскольку идея является главной мыслью произведения, для её выявления необходимо тщательно и разносторонне проанализировать весь текст.

Ведущая идея «Слова о полку Игореве» — необходимость единения Руси и прекращения междоусобиц. Эта идея выражена не только в проблематике, но и в каждом образе: князя Игоря (его безрассудное решение), Ярославны (глубинная скорбь), князя Святослава (мудрость), а также в композиции («Золотое слово Святослава» как композиционный центр «Слова о полку Игореве»).

Авторская позиция

Необходимо уяснить, что авторская позиция очень редко предстаёт в литературном произведении в виде прямого вывода.

И если, к примеру, в баснях Ивана Андреевича Крылова мы можем увидеть выражение авторской позиции в тексте (в виде прямого вывода — морали), то в большинстве произведений нам придётся сначала рассмотреть тематику и проблематику, выявить идею, а уже потом говорить о мнении автора по тому или иному поводу.

При оценке авторской позиции нужно ответить на вопрос, объективен был автор в оценке действительности или субъективен.

Как определить тему, проблематику и идею литературного произведения

  • Спросите себя, что стало главным информационным поводом создания этого произведения. Ваш ответ определит тему.
  • Подумайте, что в этой теме особенно интересовало автора:
    • нравственные вопросы (добро и зло, сочувствие и жестокость и пр.); 
    • психология персонажей (их образ мыслей, душевный склад); 
    •  социальные проблемы (сословное неравенство, угнетение чело века человеком); 
    • философский аспект (происходящее в литературном произведении с точки зрения смысла жизни). 

    Выбранный вами вариант ответа выявит проблематику. 

  • Подумайте, как решает автор те проблемы, которые поставлены им в литературном произведении. Какой вывод мы можем сделать на основании этого авторского решения? Ответ на этот вопрос и станет определением идеи литературного произведения.

  • Согласны ли вы с авторским решением проблемы? Можно ли назвать его объективным? 

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Определите, что такое тема, и отметьте, сколько тем может быть в литературном произведении.

Ответ. Тема — это общее содержание произведения; то, что в нём изображено. В произведении может быть множество тем.

Обозначьте проблематику рассказа А. П. Чехова «Смерть чиновника».

Ответ. Главные проблемы этого рассказа — страх «маленького человека» перед власть имущими, его мнительность и желание избежать вымышленных опасностей.

Какой герой выражает авторскую позицию в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор»?

Ответ. Авторскую позицию выражает Игнатич — персонаж, судьба которого сходна с судьбой Солженицына. На сходство этого персонажа и автора указывает и подобие их отчеств (Игнатич — Исаевич).

ссылкой

Источник: https://SiteKid.ru/literatura/tema_problematika_ideya_i_avtorskaya_poziciya.html

Как определить и писать авторскую позицию к проблеме в сочинении на ЕГЭ

Как определить авторскую позицию

При написании сочинения на ЕГЭ многие сталкиваются с тем, что авторская позиция к проблеме не всегда лежит на поверхности, иногда надо долго и упорно вчитываться, анализируя  как каждые слово и поступок героев, так и окружающую среду, чтобы понять отношение автора. 

Для чего нужно знать авторскую позицию

Сочинение на ЕГЭ состоит из трех частей: вступление, доказательство (2 аргумента), вывод. Авторское отношение к проблеме может пригодиться как во вступлении при формулировании проблемы, так и в доказательстве, если вы приводите в качестве примера какие-то книги, фильмы и так далее.

Описание поступков героев, оценка поступков, описание героев

Читайте внимательно и анализируйте

Чаще всего автор явно показывает, кому он симпатизирует. Это видно из описания героев.

Вряд ли автор в своём произведении назовёт храбрым или умным неприятного ему героя.

Каждый персонаж в произведении является олицетворением каких-то хороших черт или пороков.

Если один герой умён, а другой глуп, и автор не раз на это указывает, скорее всего, это одна из проблем.

Просто нужно проследить, как автор относится к каждому герою.

Он сочувствует глупому или презирает его? Не зазнаётся ли умный? Снисходителен ли он к глупому или насмехается над ним? Это очень важно. Думайте от лица автора.

Если у вас сложилось плохое впечатление о персонаже, значит автор так хотел, и, следовательно, автор тоже так считает.

Анализируйте каждый поступок героев и давайте им оценку. Иногда автор может показать в своём произведении ужасные вещи, но в то же время указать на безысходность положения героя, в таком случае автор не ненавидит своего героя, ему его жаль.

Или же наоборот, он показывает, что у персонажа был выбор, но он всё равно совершил ужасный поступок, тогда, скорее всего, автор негодует по этому поводу и относится к нему как к отрицательному персонажу.

В произведении может быть герой, олицетворяющий автора

Возможно, в произведении есть какой-то герой, который появляется раза 2-3 за произведение, говорит пару слов, выполняет пару действий и уходит. Часто в этой паре слов кроется весь смысл произведения и, соответственно, мнение автора.

Очень хорошо это показано в произведении Астафьева «Пастух и пастушка».

В описании природы и окружающей обстановке

Очень часто мы сталкиваемся в произведениях с чем-то вроде «был штиль, значит в сердце героя покой».

Природа и окружение действительно хороший способ выразить чувства героев и отношения к ним автора.

Когда случается что-то страшное, чаще всего гроза, ливень, хмурая погода и так далее.

Если у героя в квартире всё верх дном, скорее всего, у него какие-то яркие переживания.

В произведении «Мертвые Души» Гоголя о помещиках очень много говорит состояние их двора и дома, и из этого можно сделать вывод об отношении к этим помещикам самого Гоголя.

Автор-рассказчик, и всё повествование ведётся с его субъективной точки зрения

Не путайте, когда повествование просто идёт от первого лица, а где рассказ ведётся действительно от лица автора.

Если рассказ от лица автора, то он, скорее всего, рассказывает о главном герое со стороны, будто он с ним знаком, но никак не является самим главным героем (такое бывает в крайне редких случаях).

Такой метод показан в произведении «Герой нашего времени» Лермонтова.

Какие бывают сложности при выделении авторского мнения

Понять авторскую позицию — дело несложное

В принципе, это дело несложное, многие люди просто не хотят стараться, не хотят примерять чужие роли.

Ведь в произведениях совсем не море бушует, а душа лирического героя и те эмоции, которые вы бы испытали, увидев это черное, страшное море.

Те же эмоции испытывает герой, те же эмоции испытывает автор. Вот так строятся эти цепочки.

Таким же образом анализируется всё что угодно: неряшливый внешний вид, обман близких людей себе во благо, предательство, убийство и так далее.

Те же эмоции, что вы испытываете при чтении описанного выше, испытывает и автор. Каждый эпитет автора есть в произведении только с целью создать как можно более красочную и понятную атмосферу.

Автор всеми силами пытается передать вам свои чувства и эмоции, стоит лишь раскрыть глаза и смотреть.

Клише для обозначения авторской позиции

Сочинение не получится, если вы не поняли мнение автора

Клише к вступлению:

  1. Я согласен/не согласен с мнением автора в произведении , что .
  2. в своём произведении , говорит о том, что . Я согласен/не согласен с этим мнением.

Клише к доказательству:

  1. Размышляя об этой проблеме, не могу не упомянуть такое произведение как , в нём автор рассказывает о , и я согласен/не согласен с этим мнением.
  2. В своём произведении отстаивает позицию , я не придерживаюсь такой точки зрения.

При написании сочинения по прочитанному тексту обойтись без понимания авторского мнения невозможно. Так же очень сложно обойтись без этого навыка при доказательстве, ведь в основном мы берём аргументы из книг.

Это очень полезный и нужный навык, который, к тому же, совсем не сложно получить.

В этом видео вы узнаете о выявлении авторской позиции и формулировки собственной:

Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Источник: https://vyuchit.work/sochinenie/shkolnoe/kak-pisat-avtorskuyu-pozitsiyu-k-probleme.html

Как определить позицию автора

Как определить авторскую позицию

Следующий этап – отражение позиции автора текста на выделенную проблему. Это можновыразить одной фразой(автор считает:, позиция автора такова:, автор выступаетпротив: и т.д.). Как сам автор отвечает на поставленный вопрос? Как онпредполагает решить поставленную проблему?

Если проблема текстаформулируется в виде вопроса, то позиция автора — это ответ на вопрос,поставленный в тексте.Для того чтобы выявить позицию автора, постарайтесьответить на следующие вопросы: «Что хотел сказать своим читателям автор,создавая текст?», «Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию,поступки героев?»

Авторская позицияможет быть явной, когда в тексте дается прямая оценка описанных фактов,событий, звучит призыв к читателю. Но нередко бывает, что позиция автора прямоне выражена. Тогда ее выявление требует умения видеть скрытый смысл, пониматьиронию, раскрывать сложные метафоры и т.д.

Еще одна сложностьсостоит в разграничении позиции автора и героя-рассказчика. Заметим, что еслигерой совершает дурные поступки или высказывает мысли, противоречащиеобщепризнанным нормам морали, то автор, скорее всего, не одобряет такого герояи его отношение к жизни.

Основная мысльтекста заключается в том, что…

В текстедоказывается мысль о том, что…

Авторская точказрения, как мне кажется, выражена довольно чётко. Она заключается вследующем:{если текст публицистический, то авторская позиция – это ответ напоставленный самим автором вопрос. Тогда можно процитировать ту часть текста, вкоторой, по вашему мнению, ясно определяется авторская позиция}.

Мне довольно трудновыявить авторскую точку зрения, так как текст художественный, NN не даётготового решения вопроса о том, что … Он заставляет читателя самостоятельносделать вывод, найти решения проблемы.

И всё-таки, наблюдая за тем, как авторотносится к своим героям, какими изобразительно-выразительными средствами онрисует картину действительности{если вы пишете об этих средствах, обязательноназови, обратись к рецензии, к заданию В8, но только если уверен в правильностиего решения}, я позволю себе предположить, что авторская позиция заключается вследующем:…

Посвящает своюстатью;

Полемическизаостряет проблему;

Эмоциональновоздействует на читателя;

Делает читателясвоим союзником;

Образно воссоздаёткартину происходящего (изображаемого);

Раскрывает сущностьпоставленных проблем;

Точно формулируетмысль;

Заставляет читателязадуматься над проблемой;

Показываетзлободневность рассматриваемой им проблемы;

Пытается найтипричины негативных (позитивных) явлений;

Убеждает читателя вправоте своей позиции;

Пытается найти вчитателе единомышленника;

Ставит ряднравственных вопросов, требующих немедленного разрешения;

Пишет интересно иново о старых проблемах;

Говорит с тревогойо наболевших проблемах;

Открыто заявляет освоей гражданской позиции по отношению к …

Также можноиспользовать следующие речевые клише:

ОдобрениеНейтральнаяпозиция (констатация фактов)Порицание,осуждение

За верно написанную авторскую позицию ученик получает один первичный балл. Кажется глупостью, но только не при поступлении. Перевод делает разницу более заметной: в стобалльной системе это уже не один, а два-три балла. И для поступления разница ощутима, ведь даже один балл может решить судьбу, не дав поступить в учебное заведение мечты.

Об этом мы уже писали на сайте и обещали разобраться с ее правильным написанием. Приступаем. Все, что нам потребуется – 15 минут времени, с нашего сайта и желание учиться.

Что выражает позиция автора?

Ученик, приступивший в написанию авторской позиции, должен понимать ее суть. Позиция – это выражение мнения автора по заявленной проблеме. Мнение может быть любым, в том числе отличным от общепринятого или вашего собственного взгляда на проблему.

Как понять позицию автора?

В первую очередь обратите внимание на чувства и эмоции автора. Если текст публицистический, в нем могут быть прямо выражены чувства, эмоции, переживания. Автор может поддерживать, сочувствовать или осуждать.

Если текст художественный, позиция автора не выражена открыто. Но она четко видна в смысле фрагмента. Трудные для понимания художественные тексты на ЕГЭ не дают. Не поняли после первого прочтения – читайте текст еще раз.

Нет случаев, когда верно определить позицию невозможно.

Чтобы правильно написать позицию автора, спросите у себя: “Что думает автор об этом случае? Как он относится к сформулированной мной проблеме? В чем проявляется это отношение?”. Ответьте на каждый из этих вопросов. Ответили? Поздравляю, вы почти у цели! Запишите ответы и читайте эту статью дальше.

Как записать позицию автора?

Воспользуйтесь шаблоном. Можно использовать фразы, предложенные нами, или воспользоваться советом учителя. Это нужно для помощи эксперту: так человек, проверяющий работу, будет гораздо лучше ориентироваться в структуре сочинения. Еще раз напишем вам фразы для написания авторской позиции.

На месте многоточия нужно вписать мнение автора по заявленной проблеме. В этом и помогут записанные вами ранее ответы на вопросы.

Обязательно ли использовать именно эти фразы? Нет! Можете написать по-своему. Но так, чтобы это было понятно. Словосочетание “позиция автора” можно и не использовать, но лучше написать, чтобы проверяющий точно понял.

Лайфхак

Источник: https://staffaltay.ru/kak-opredelit-poziciyu-avtora/

Что такое авторская позиция? Способы выражения авторской позиции в тексте

Как определить авторскую позицию

Одним из наиболее часто употребляемых терминов в литературоведении является авторская позиция. Она может стать основой для темы сочинения, статьи, тезисов или эссе. Авторскую позицию в тексте нужно видеть и понимать, как она выражена.

Трансформация термина

Следует сказать, что авторская позиция на протяжении всего развития литературы претерпевала ряд качественных изменений.

В самом начале зарождения массовой литературы (то есть когда литература как вид искусства отделилась от фольклора, перестала носить политический или религиозный характер) оценка автора выражалась в произведении прямо.

Автор открыто мог говорить о том, какой герой ему кажется положительным или отрицательным, выражал свое отношение к происходящему в отступлениях, в выводах.

Со временем такой способ присутствия автора в тексте стал неприемлем, создатель текста стал самоотстраняться, давая возможность читателю самому решать, на чьей он стороне. Этот процесс особенно обострился в 20 веке, данное явление было названо Р. Бартом “смертью автора”. Однако не все исследователи соглашаются с ним, отмечая, что автор в любом случае оценивает ситуацию, выражает свое мнение, просто он делает это скрыто, завуалировано, используя разные средства.

В зависимости от рода литературы и жанра произведения способ выражения оценки может быть различным. Наиболее сложная задача стоит перед писателями, работающими с пьесами или со стихотворениями, ведь они более ограничены в объеме, выборе средств.

Драма

Автор, создающий драматическое произведение, должен быть настоящим мастером слова. Ведь в его арсенале лишь реплики героев. Через речь он должен показать характер своего персонажа. Сам он присутствует в тексте лишь на уровне ремарок. Именно ремарки являются одним из способов выражения авторской позиции в тексте. Рассмотрим драму М.

Горького “На дне”. Авторская позиция по отношению к жителям ночлежки и сложившейся ситуации очевидна: обширные ремарки в начале каждого акта показывают нам ужасающие картины обстановки. Это обшарпанные стены, нависшие потолки, ободранные простыни, куча людей, безразличных друг другу.

Еще одним важным средством авторской оценки являются говорящие фамилии. Этот прием особенно активно использовался в 18 и 19 вв. Например, в пьесе Грибоедова “Горе от ума” герои – Фамусов, Молчалин, Скалозуб. Фамусов – фамилия, произошедшая от английского “фэймос”, что означает “знаменитый”.

Молчалин и вправду старается молчать, чтобы не сказать лишнего и не потерять надежду на получение очередного чина. Скалозуб – всегда приветлив и нарочито учтив. Авторские позиции в драме выражаются также посредством введения в канву произведения героя-резонера. Этот персонаж воплощает в себе основные идеи автора. Например, в драме А. Н.

Островского “Гроза” таким героем выступает Кулигин. Именно он выражает отношение к провинциальному городу Калинов: “Жестокие нравы, сударь, в вашем городе”.

В стихотворении авторская позиция может быть представлена на двух уровнях: на смысловом и на языковом, внешнем. Любое лирическое произведение наполнено чувством, кроме того, стихотворения в большинстве своем являются воплощением авторских эмоций. Ведь не случайно поэтов часто ассоциируют с их лирическими героями.

На уровне языковом авторская позиция может быть представлена при помощи эпитетов, олицетворениЙ, метафор, антитез, авторских неологизмов. Рассмотрим стихотворение Блока “Фабрика”. Свое отношение к происходящему поэт-символист выражает через мрачную цветовую гамму, он намеренно пишет нетрадиционно слово “жолтый”.

Это усиливает напряжение, придает стихам особую жесткость.

Эпос

В эпосе авторская позиция гораздо важнее, чем в лирике. Ведь в центре изображения эпического произведения какая-либо проблема: философская, нравственная, социальная или политическая. Чем незаметнее и ненавязчивее авторское мнение, тем качественнее выглядит текст.

Выражение авторской позиции проще всего рассматривать на примере русского романа. Один из самых популярных способов, к которому прибегал в своем творчестве Лев Толстой, являются лирические отступления. В таких отступлениях изображаются пейзажи, рассуждения о важных жизненных вопросах.

В лирическом отступлении мнение писателя выражено практически прямо, однако не всегда можно понять без особого осмысления. В пример можно привести концовку романа Тургенева “Отцы и дети”. Тургенев рисует нам живописную природу, которая окружает могилу Базарова.

Тем самым автор показывает, что идеи Базарова были ошибочны, герой слишком заблуждался, когда назвал это прекрасное Божье творение мастерской, в которой человек – работник.

Бывает так, что авторская позиция присутствует лишь на уровне символики. Писатели прибегают к символике имен, цвета, чисел. С этой точки зрения очень интересно выглядит роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Автор в тексте устранен, именно поэтому Бахтин назвал его полифоническим.

Ведь в тексте присутствует масса , мнений и среди которых с трудом можно различить авторскую. Однако все в романе говорит о том, что Достоевскому важнее всего было провести Евангельскую мысль о том, что жизнь каждого человека самоценна, что нельзя преступить главную Божью заповедь ни ради идеи, ни ради денег, ни ради благих целей.

Активно Достоевский привлекает символы различного уровня. Сама фамилия главного героя рассматривается исследователями с разных позиций, одна из которых напоминает о расколе, произошедшем в истории Русской церкви. Многократное повторение цифр 7, 3 снова отсылает нас к религиозным книгам.

7 дней понадобилось Господу, чтобы сотворить этот мир, 3 – сакральное число для христиан, символизирующее Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа.

Выводы

Таким образом, авторские позиции важны для понимания идейного замысла произведений. Они могут быть выражены по-разному. при прочтении произведений следует обращать внимание, прежде всего, на фамилии и имена героев, детали, которые упоминаются в тексте, одежду персонажей, их портретные характеристики. Также стоит уделять особое внимание пейзажным зарисовкам и лирическим отступлениям.

Источник: https://FB.ru/article/171411/chto-takoe-avtorskaya-pozitsiya-sposobyi-vyirajeniya-avtorskoy-pozitsii-v-tekste

Юрист и Закон
Добавить комментарий