Драгунский никакой я горчицы не ел. Виктор голявкин. никакой я горчицы не ел. Никакой я горчицы не ел

Конспект урока литературного чтения в 4-м классе. Тема

Драгунский никакой я горчицы не ел. Виктор голявкин. никакой я горчицы не ел.  Никакой я горчицы не ел

  • Иванова Елена Васильевна, учитель начальных классов, руководитель городской проблемной группы “Образовательная картография”

Цели: создать условия для:

  1. раскрытия смысла художественного произведения;
  2. формирования художественно – эстетического восприятия учащихся, развития речевых и мыслительных навыков;
  3. воспитания думающего ученика, стремящегося к развитию ученика.

I. Орг. момент. (Слайд № 2-чистый)

У: Я улыбнусь вам, Вы улыбнетесь мне, Улыбнетесь друг другу

И мы начнем урок.

II. Актуализация знаний

У: Сейчас внимательно прослушайте стихотворение. (Его рассказывает подготовленный ученик)

Всё для всех

Каменщик строит жилища, Платье – работа портного. Но ведь портному работать Негде без тёплого крова. Каменщик был бы раздетым, Если б умелые руки Вовремя не смастерили Фартук, и куртку, и брюки.

Пекарь сапожнику к сроку Сшить сапоги поручает. Ну а сапожник без хлеба Много ль нашьёт, натачает? Стало быть, так и выходит, Всё, что мы делаем, нужно.

Значит, давайте трудиться

Честно, усердно и дружно.

(Стихотворение Юлиана Тувима “ВСЁ ДЛЯ ВСЕХ”. А перевела это стихотворение с польского Елена Благинина.)

У: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Д: О профессиях, о труде, о том, что надо трудиться, о том, что наш труд- учеба и т. д.

III. Постановка учебной задачи. (Слайд № 3)

У: Сегодня мы познакомимся с рассказом В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел».

– Биографию писателя расскажет нам …(подготовленный ученик)

Д: Писатель и художник Виктор Владимирович Голявкин родился 31 августа 1929 года в городе Баку в семье музыкальных педагогов. В 1953 году с отличием окончил художественное училище в городе Душанбе, потом – Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.

Репина (Академия художеств) по специальности театрально- декорационной живописи. Первая литературная публикация Виктора Голявкина состоялась в мае 1958 года – в журнале “Костер” был напечатан рассказ “Как решался сложный вопрос”. В 1959 году вышла первая книга рассказов “Тетрадки под дождем”.

Через девять лет была опубликована книга рассказов для взрослых “Привет вам, птицы!”. Иногда свои произведения он иллюстрировал сам. Виктор Голявкин – признанный мастер короткого юмористического рассказа.

Некоторые произведения писателя легли в основу художественных фильмов: “Валька – Руслан и его друг Санька” (по повести “Ты приходи к нам, приходи”), “Мой добрый папа”, “Боба и слон”.

Кроме того, Виктор Голявкин участвовал в художественных выставках, начиная с Международной выставки в Москве 1957 года; некоторые из его живописных полотен приобретены в коллекцию Государственного Русского музея. В 1990 году состоялась персональная выставка живописи в Доме писателя.

Голявкин не сказочник. Он пишет про жизнь, которая есть. Девочки в книгах Голявкина появляются редко. Главное население его книг – мальчишки. Вероятно, по той простой причине, что сам Виктор Владимирович – бывший мальчишка и сын его такой же.

Всегда ведь лучше писать о том, что тебе лучше знакомо. Голявкинские дети, то есть в основном мальчишки, иногда так озоруют, что у читателя дух захватывает. Однако заметьте: озорство озорством, а при этом в голове не утихает думательный моторчик.

У: О чем узнали из рассказа о писателе? Коротко.

Д:

  1. Виктор Голявкин – художник и писатель.(Слайд № 4)
  2. Сюжеты для рассказов брал из жизни.
  3. Героями чаще всего являются мальчики.

У: Исходя из вышесказанного, давайте поразмышляем, кому могут принадлежать слова: «Никакой я горчицы не ел?» Какому человеку? Ваши гипотезы.(Слайд № 5)

Д: Человеку, которого обвинили в том, что он ел горчицу.

Человеку, у которого выражение лица «горькое», человеку у которого грустное выражение лица, человеку грустно и т. п. Герой, скорее всего, мальчик.

У: Давайте сформулируем цель урока.

Д: Выявить причины грустного настроения героя. (Слайд № 6)

У: А какие есть предположения по этому поводу?

Д: Обидел кто-то. Не хотел учиться.

У: Давайте сформулируем цель урока и гипотезу.(Слайд № 7)

Д: Цель: Выяснить, почему мальчику грустно.

(Почему ему сказали, что он наелся горчицы?)

Гипотеза: Кто-то обидел.

Не хочет учиться.

IV. Работа с текстом

У: Читать рассказ будем блоками и составлять по ходу чтения план.

Первый ученик читает с начала рассказа до слов «…Ходи себе и ходи.»

У: Какое настроение было у мальчика, когда вышел из дома, какие чувства испытывал? Найдите слова-подтверждения в тексте. (Слайд №8)

Д: Хотелось петь, испытывал радость.

У: Как вы думаете, что могло произойти дальше?

Д: Мальчик пошел гулять по улице, а там мог кого-то встретить.

У: Что даст ему встреча?

Д: Его могут отругать, сделать замечание и т. д.

У: Проверим наше предположение. Читаем рассказ блоками и дальше составляем план.

(Слайды №№ 8,9)

Название части.Какие чувства испытывал герой?Отношение к мальчику тех людей, с которыми встретился?Вывод: Чему встреча должна научить мальчика?
1ПрогульщикХотел петь, радовался свободе.
2ШоферВздохнул и дальше пошел.Прогнал (Не умеешь, не надо).Делай то, что умеешь.
3ИзобретателиУдивление, обида, возмущение.Смеются над ним, Иронизируют.В мире много непознанного. Познай!
4ДворникНечем заняться, скучно, обида.Злится, прогнал. Метла для работы.Не мешай другим работать.
5СтроителиУдивление, интерес (головой верчу во все стороны)Прогнали, накричали.Знай правила безопасного поведения.
6КондукторУсталость, испуг, стыд, страх.Определила, что он прогульщик, разоблачила.Тайное становится явным.
7ЭкскаваторщикУдивление, желание работать на экскаваторе.Не захотел разговаривать.Учиться надо, чтобы стать профессионалом.

V. Вывод

У: Давайте проверим, подтвердилась ли наша гипотеза? Достигли ли мы цели?(Слайд №10)

Д: Да, мы выяснили, что мальчику стало грустно к концу прогулки, т.к. он понял, что совершил отрицательный поступок и его при этом разоблачили, тайное стало явным. Мальчик понял, что виноват в своих злоключениях сам, т.к. не хочет учиться.

У: Но, почему мальчик прогуливает занятия в школе?(Слайд № 11)

Д: Ленится, не выучил уроки, может быть ему трудно учиться.

VI. Творческая работа. (Слайд № 13)

У: Подумайте и скажите, какой рисунок подходит к этому рассказу? Кстати, это рисунки самого Виктора Голявкина к своим рассказам.

Д: Первый.

VII. Домашнее задание по выбору. (Слайд №14)

Нарисовать подробную карту маршрута мальчика.

Написать рассказ о следующем дне из жизни мальчика.

Подобрать пословицы или крылатые выражения.

Написать сочинение на тему «Чем я похож на этого мальчика»

VIII. Рефлексия. (Слайд № 15)

Литература.

Презентация

28.06.2010

Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/579159/

4 класс. Чтение. Делу время — потехе час. Рассказ Виктора Владимировича Голявкина

Драгунский никакой я горчицы не ел. Виктор голявкин. никакой я горчицы не ел.  Никакой я горчицы не ел

Сегодня мы познакомимся с рассказом В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел».

             http://www.libkids51.ru/events/files/20140831-2.jpg

Писатель и художник Виктор Владимирович Голявкин родился 31 августа 1929 года в городе Баку в семье музыкальных педагогов. В 1953 году с отличием окончил художественное училище в городе Душанбе, потом – Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.

Репина (Академия художеств) по специальности театрально- декорационной живописи. Первая литературная публикация Виктора Голявкина состоялась в мае 1958 года – в журнале “Костер” был напечатан рассказ “Как решался сложный вопрос”. В 1959 году вышла первая книга рассказов “Тетрадки под дождем”.

Через девять лет была опубликована книга рассказов для взрослых “Привет вам, птицы!”. Иногда свои произведения он иллюстрировал сам. Виктор Голявкин – признанный мастер короткого юмористического рассказа.

Некоторые произведения писателя легли в основу художественных фильмов: “Валька – Руслан и его друг Санька” (по повести “Ты приходи к нам, приходи”), “Мой добрый папа”, “Боба и слон”.

Кроме того, Виктор Голявкин участвовал в художественных выставках, начиная с Международной выставки в Москве 1957 года; некоторые из его живописных полотен приобретены в коллекцию Государственного Русского музея. В 1990 году состоялась персональная выставка живописи в Доме писателя.

Голявкин не сказочник. Он пишет про жизнь, которая есть. Девочки в книгах Голявкина появляются редко. Главное население его книг – мальчишки. Вероятно, по той простой причине, что сам Виктор Владимирович – бывший мальчишка и сын его такой же.

Всегда ведь лучше писать о том, что тебе лучше знакомо. Голявкинские дети, то есть в основном мальчишки, иногда так озоруют, что у читателя дух захватывает. Однако заметьте: озорство озорством, а при этом в голове не утихает думательный моторчик.

Чтение с комментированием

Кому могут принадлежать слова: «Никакой я горчицы не ел?» Какому человеку?  ( Человеку, которого обвинили в том, что он ел горчицу или  человеку, у которого выражение лица «горькое», человеку у которого грустное выражение лица, человеку грустно и т. п. Герой, скорее всего, мальчик )

Какое настроение было у мальчика, когда вышел из дома, какие чувства испытывал? Найдите слова-подтверждения в тексте.  (Хотелось петь, испытывал радость.)

 Как вы думаете, что могло произойти дальше? ( Мальчик пошел гулять по улице, а там мог кого-то встретить.)

Что даст ему встреча? (Его могут отругать, сделать замечание и т. д.)

Читаем рассказ блоками и дальше составляем план.

Название части.Какие чувства испытывал герой?Отношение к мальчику тех людей, с которыми встретился?Вывод: Чему встреча должна научить мальчика?
1Прогульщик

Хотел петь, радовался свободе.

http://catherine.ucoz.ru/_pu/0/19876089.jpg

2ШоферВздохнул и дальше пошел.Прогнал (Не умеешь, не надо).Делай то, что умеешь.
3ИзобретателиУдивление, обида, возмущение.Смеются над ним, Иронизируют.В мире много непознанного. Познай!
4Дворник

Нечем заняться, скучно, обида.

http://www.e-reading.by/illustrations/1027/1027049-_77.jpg

Злится, прогнал. Метла для работы.Не мешай другим работать.
5СтроителиУдивление, интерес (головой верчу во все стороны)Прогнали, накричали.Знай правила безопасного поведения.
6КондукторУсталость, испуг, стыд, страх.Определила, что он прогульщик, разоблачила.Тайное становится явным.
7Экскаваторщик

Удивление, желание работать на экскаваторе.

http://lib.rus.ec/i/10/406310/i_036.png

Не захотел разговаривать.Учиться надо, чтобы стать профессионалом.

Проанализируйте и скажите – почему же скучно мальчику?  

  • Он везде лишним оказывается.
  • С ним никто не хочет общаться.

Чтобы вы посоветовали мальчику, чтобы ему не было скучно ? ( Всегда ходить на уроки, общаться с одноклассниками.)

Какой он? Хитрый, глупый, остроумный? Как, на ваш взгляд, связан поступок героя с его характером?

  • Он был ленивый, а учеба это труд. –
  • Ему надоело учиться.
  • Он думал, что ничего не делать лучше, чем учиться, а оказалось хуже.

Подумайте и скажите, какое место в рассказе можно назвать самым напряженным и почему?

  • в конце рассказа, когда мальчику стало грустно.
  • мальчик видит, что он ничего не умеет делать, и никому он не интересен.

Чему нас учит этот рассказ?

  • Надо ходить в школу и не пропускать уроки.
  • Сейчас для нас главное – учиться, а когда вырастим – работать.

Какой жизненный урок можно извлечь из этого рассказа? (каждый человек должен заниматься полезным делом.)

Зачем нам нужно было изучать это произведение?

  • чтобы задуматься над своими поступками
  • понять, как это хорошо – учиться.
  • посмотреть на себя – ученика со стороны.

Обобщение

В рассказе мы встречаемся с мальчиком, который весенним днем решил не ходить в школу, ну, надоело ему учиться, вот он и не пошел на занятия.

https://www.youtube.com/watch?v=jsgsWDiryDw

Вначале он рассматривает окружающие его места и людей, занимающихся своим делом: шофера, рабочих, дворника. Все заняты, все работают или обсуждают рабочие дела.

Мальчик прислушивается и пытается вмешаться в разговоры, но везде он лишний. Взрослые сразу распознают в нем бездельника, лентяя и прогульщика.

Постепенно его хорошее настроение улетучивается, потому что он начинает чувствовать скуку от безделья.

Про горчицу мальчику говорит кондуктор в трамвае, куда он сел, чтобы скоротать свободное время.

Мальчик пытается улыбаться, чтобы никто не увидел в нем прогульщика. Он старается изо всех сил, но получается плоховато, вместо улыбки какая-то гримаса.

Завершается рассказ словами мальчишки-прогульщика:

Не получилось прогулять уроки и получить от этого удовольствие, замучила мальчишку совесть. Так автор одной фразой сумел передать это чувство. Хоть и пытается лентяй делать веселую физиономию, а все равно будто горчицей объелся…

Итоги

Познакомились с биографией и творчеством Виктора Владимировича Голявкина. Читали и анализировали его рассказ “Никакой я горчицы не ел”.

Мы выяснили, что мальчику стало грустно к концу прогулки, так  как он понял, что совершил отрицательный поступок и его при этом разоблачили, тайное стало явным. Мальчик понял, что виноват в своих злоключениях сам, т.к. не хочет учиться.

ИСТОЧНИК

http://festival.1september.ru/articles/579159/

http://proteacher.ru/2015/01/15/V_V__Golyain__Nikakoy_ya_gorchicy_ne_el__1421349527_93191.ppt

http://www.cultin.ru/writers-golyain-viktor-vladimirovich-p2

Источник: https://www.kursoteka.ru/course/5740/lesson

Юрист и Закон
Добавить комментарий